Центральная идея нового договора о СНВ – соглашения по контролю над вооружениями, которое президент Барак Обама подписал в апреле с российским президентом Дмитрием Медведевым, - это сокращение ядерных боеголовок. Однако кроме этого в договоре содержится намного менее заметная и глубоко ошибочная идея возвращения к устаревшим ограничениям времен "холодной войны" на средства доставки. Это потребует от Соединенных Штатов – но не от России – уничтожить существующие средства доставки и ограничит Америку в возможностях использования боеголовок - как ядерных, так и обычных. За данную ошибку мы еще заплатим в будущих конфликтах, не имеющих отношения к России.
В погоне за новым договором о СНВ администрация Обамы фактически отменила Московский договор 2002 года, ограничивавший только число развернутых ядерных боеголовок. Это позволяло переориентировать баллистические ракеты наземного и подводного базирования, а также тяжелые бомбардировщики, такие как B-2 на доставку обычных боеголовок по всему миру, согласно концепции «глобального мгновенного неядерного удара».
Подобная способность переориентировать средства доставки намного важнее для Америки, чем для России, если учесть наши интересы в мире и союзные отношения. Ее важность стала очевидной после 11 сентября, когда мы начали сражаться в Ираке, Афганистане и т. д. Новый договор накладывает на нас ненужные ограничения, которые на десятки лет исказят наши стратегические приоритеты и помешают развитию вооружений.
Г-н Обама надеется избежать обсуждения ограничений на средства доставки обычных боеголовок. В этом ему помогает сложившийся за десятки лет гипнотизирующий язык контроля над вооружениями, способный легко запугать несведущих. Кроме того Белый дом делает вид, что его договор полностью поддерживает Пентагон.
Однако ограничения на системы доставки в новом договоре о СНВ лишь в малой степени диктуются военными соображениями. В основе своей они носят политический, дипломатический и юридический характер. От Пентагона сейчас требуют привести свои силы в соответствие с договором, вводящим лимит в 700 средств доставки. Как работает принуждение подобного рода, мы уже видели, когда принимались СНВ-1 и СНВ-2. Военные, вынужденные смириться с ограничениями и знающие, что попытки оспаривать их вредны для карьеры, просто делают то, что должны делать. У них нет другого выбора.
Поэтому новую структуру военных сил нельзя считать ни желательной, ни тем более оптимальной – особенно с учетом неясности будущих угроз. Рассуждения администрации Обамы о том, что Россия накладывает на себя такие же ограничения, не слишком помогают делу. Положение России в мире не похоже на положение США, а ее возможности по средствам доставки сейчас намного ниже, чем у Америки. Формально одинаковые ограничения в реальности могут привести к совершенно не одинаковым последствиям.
Сторонники договора утверждают, что новые поколения ракет, не подпадающие под условия соглашения, дадут Америки необходимые возможности по доставке неядерных боеголовок в. Однако это значит менять синицу в руке на воображаемого журавля в небе—то есть принимать самое вредоносное и политически мотивированное из всех возможных решений. Более того, русские, безусловно, будут яростно выступать против любых попыток гибкой интерпретации условий соглашения, и вряд ли можно надеяться на то, что г-н Обама будет просто игнорировать их претензии. Даже администрация Буша—во многом именно из-за давления со стороны России—не смогла воплотить в жизнь собственную стратегию размещения неядерных боеголовок на бывших средствах доставки для ядерных.
Во-вторых, сама идея того, что непроверенные и плохо финансируемые системы будут в состоянии сработать, когда они понадобятся, показывает, насколько новый договор о СНВ основывается на политических и финансовых соображениях вместо военных. Нам придется разрабатывать, создавать и развертывать абсолютно новую систему не из-за военной необходимости, а из-за договора.
Пентагон сейчас активно готовится к мелким конфликтам, в которых средства доставки неядерных боеголовок, способные действовать по всему миру, особенно пригодятся. Однако новый договор о СНВ близоруко концентрирующийся на российских арсеналах, сильно ограничит наш потенциал в этом отношении. Средства доставки могут использоваться как для ядерных, так и для неядерных бомб и, если их численность будет ограничена семьюстами, штабистам придется постоянно учитывать, что каждое средство доставки, использованное для обычных бомб, уменьшает наш ядерный арсенал. Нам необходимы как ядерный, так и неядерный потенциал, а новый договор заставляет нас жертвовать одним ради другого.
Более того, на другом краю спектра угроз находится Китай, систематически наращивающий численность ядерных боеголовок и средств доставки, причем как раз его этот договор не сдерживает ни в чем.
Сенаторам следует намного тщательнее исследовать эффект, который новый договор о СНВ окажет на наши неядерные силы. Г-н Обама будет пытаться продавить это соглашение, но вопросы обороны требуют благоразумия и вдумчивости.
Г-н Болтон – старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, в период с 2001 по 2005 год занимал должность заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности.