В то время как США подвергли атомной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года, миллион шестьсот тысяч советских солдат внезапно атаковали японскую армию на востоке азиатского континента.
Через считанные дни миллионная армия императора Хирохито была разгромлена.
Это был ключевой момент Второй мировой войны на Тихом океане, который почти не упоминают авторы исторических трудов, делающие упор на две атомные бомбы, сброшенные в течение одной недели 65 лет тому назад.
Тем не менее, в последнее время некоторые историки стали выступать с утверждениями, что действия советских войск повлияли на исход войны в той же, если не в большей степени, что и атомная бомбардировка.
В недавно вышедшей книге преподавателя истории Калифорнийского университета это положение получило своё дальнейшее развитие. Его суть состоит в том, что страх перед вторжением советских войск заставил японцев сдаться американцам, поскольку они были уверены, что те будут обращаться с ними лучше, чем русские.
На северо-востоке Азии японцы вступили в боевые действия против советских войск в 1939 году, когда попытались войти в Монголию. Японские войска были разгромлены в боях у реки Халхин-Гол, что заставило Токио подписать договор о нейтралитете, благодаря которому Советский Союз не был вовлечён в боевые действия на Тихом Океане.
Таким образом, Япония смогла сосредоточить свои усилия на войне с США, Великобританией и Нидерландами, а также на нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.
После подписания Германией Акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 года, а также ряда поражений на Филиппинах, Окинаве и Иводзиме, Япония обратилась к СССР с просьбой о посреднических усилиях с целью прекращения войны.
Однако руководитель Советского Союза Иосиф Сталин уже дал конфиденциальное обещание Вашингтону, что начнёт войну против Японии через три месяца после разгрома Германии. Оставив без внимания просьбы Японии, он дислоцировал более миллиона солдат вдоль границы с Маньчжурией.
Операция под кодовым названием «Августовская буря» началась 9 августа 1945 года, почти одновременно с бомбардировкой Нагасаки. За две недели боёв Япония потеряла убитыми 84000 военнослужащих, а СССР - 12000. Советские войска не дошли всего 50 километров до северного японского острова Хоккайдо.
«Вступление Советского Союза в войну в гораздо большей степени повлияло на решение японского руководства о капитуляции, чем атомная бомбардировка. Оно свело на нет надежды Японии на выход из войны при посредничестве СССР», заявил Цуеси Хасегава (Tsuyoshi Hasegawa), автор книги «Наперегонки с врагом» («Racing the Enemy»), где исследуется окончание войны с привлечением документов, недавно рассекреченных в России, США и Японии.
Японцы «ускорили окончание войны в надежде на то, что США обойдутся с побеждёнными лучше, чем СССР», завил в одном из интервью Хасегава, являющийся американским гражданином.
Несмотря на большое количество погибших в результате атомной бомбардировки (140000 человек в Хиросиме и 80000 в Нагасаки), японское руководство полагало, что сможет противостоять вторжению войск антигитлеровской коалиции, если удержит контроль над Маньчжурией и Кореей, поставлявшими ресурсы для ведения войны, считают Хасегава и Терри Чарман, сотрудник Императорского военного музея в Лондоне, специализирующийся на истории Второй мировой войны.
«Удар советских войск всё изменил», заявил Чарман. «Власти в Токио поняли, что никаких надежд не осталось. Таким образом, операция «Августовская буря» в гораздо большей степени повлияла на решение Японии о капитуляции, чем атомная бомбардировка».
В США бомбардировка по-прежнему рассматривается как некое крайнее средство, которое пришлось применить против врага, готового воевать до последнего солдата. Со своей стороны, президент США Гарри Трумэн и его военные советники исходили из того, что наземная операция привела бы к гибели сотен тысяч американских солдат.
О воздействии, которое произвёло стремительное наступление советских войск, можно судить по словам японского премьер-министра периода II Мировой войны Кантаро Судзуки (Kantaro Suzuki), призывавшего своё правительство капитулировать.
Как пишет в своей книге Хасегава, Судзуки сказал следующее: «Если мы упустим эту возможность, Советский Союз захватит не только Манчжурию, Корею и Сахалин, но также и Хоккайдо. Нам нужно завершить войну, пока ещё можно вести переговоры с США».
Преподаватель Лондонской школы экономики Доминик Ливен (Dominic Lieven), полагает, что в силу антисоветизма Запада важность военных успехов СССР была преднамеренно занижена. Кроме того, «очень немногие англичане и американцы своими глазами наблюдали наступление советских войск на Дальнем Востоке, а западные историки не имели доступа к советским архивам», добавляет Ливен.
Но наибольшее удивление вызывает то, что в самой России этой военной операции не уделялось особого внимания. По всей видимости, разгром японцев не мог идти ни в какое сравнение с победой над фашистской Германией. Точно так же несопоставимыми были и людские потери: 12 тысяч погибших во время боевых действий с Японией и 27 миллионов в войне с Германией.
«Эта операция имела огромное значение – заявил генерал в отставке Махмут Гареев, президент российской Академии военных наук. – Вступив в войну с Японией… Советский Союз приблизил окончание Второй мировой войны».