Генералы НАТО впервые выразили разочарование ведением следствия по катастрофе Ту-154М под Смоленском. В адрес ответственных за следствие людей прозвучали очень горькие слова. Это происходило на самой крупной военной базе НАТО в Европе – в немецком Рамштайн (Ramstein). Пять месяцев спустя после катастрофы, в которой погиб главнокомандующий Польской Республики президент Лех Качиньский и командующие всех родов войск одной из стратегических стран Североатлантического Альянса, американцы все еще готовы откликнуться на просьбу Польши помочь расследовать обстоятельства этого происшествия. О готовности помочь было ясно заявлено во время открытия американцами мемориальной доски в память генерала Анджея Бласика (Andrzej Błasik). Это заявление услышали присутствовавшие на мероприятии представители командования польских ВВС.
Слова, прозвучавшие на базе Рамштайн, сильно расходятся с дипломатическим протоколом, принятым на встречах такого рода. Генералы Альянса продемонстрировали в среду глубочайшую солидарность с польскими командующими, погибшими на борту правительственной машины. На такой жест до сих пор не решилось даже польское министерство обороны.
В открытии мемориальной доски в память Анджея Бласика принимала участие его вдова, Ева Бласик, а также командующий ВВС США в Европе генерал Роджер Брейд (Roger Brad). Со стороны американцев звучали важные слова, они с чувством глубочайшего уважения вспоминали Бласика – выдающегося командующего и своего друга. "Это мероприятие открывает новую эру для Объединенного командования авиационным компонентом в Рамштайне. Место, в котором мы находимся, станет местом памяти генерала Бласика, вклада, которой он внес в развитие польских ВВС, а также его поддержки реализации миссии НАТО", - подчеркивали командующие базы Рамштайн.
Доска была размещена перед главным зданием штаб-квартиры НАТО в Рамштайне неподалеку от флагов всех стран-членов Альянса. На ней изображено очертание Польши и польский флаг, надпись гласит: "В память генерала Анджея Бласика, командующего ВВС Польши 19 апреля 2007 – 10 апреля 2010". И цитата из Яна Кохановского на польском и английском языках: "А если кому пути в небеса и открыты, то тем, кто Отчизне служит".
Рядом также в память генерала посажен четырехлетний дуб - "живой памятник" – символ силы и благородства. Дуб и мемориальная доска, как говорило американское командование, будут напоминать всем о мужестве и благородстве Бласика.
- Американцы говорят, что с польской стороны было большой ошибкой позволить вести следствие так, что решения по всем вопросам принимает Россия, а не Польша, - сказала "Nasz Dziennik" Ева Бласик. Она добавила, что они готовы оказать польской стороне поддержку. – После основных мероприятий мы с детьми встречались с командующими, которые здесь присутствовали. Я сказала, что я бы хотела, чтобы смоленское следствие вела международная комиссия. Генерал Роджер Брейд ответил, что американцы в любой момент готовы помочь Польше, оказать поддержку в следствии, - отметила Ева Бласик.
В памяти командующих НАТО Анджей Бласик, как подчеркивали в своих официальных выступлениях генерал Брейди и генерал Франк Горенц (Frank Gorenc) – командующий 3-ей воздушной армией США в Европе, - останется выдающимся командующим, имевшим ясное представление о развитии ВВС в Польше, необыкновенно светлым и открытым человеком.
- Я очень ценил решимость генерала Бласика, он был верным товарищем и настоящим союзником в наших усилиях, направленных на развитие военно-воздушных сил НАТО. Контакты, которые он установил в НАТО и в ВВС США продолжают приносить плоды Альянсу и обеим странам, - отметил Роджер Брейди.
В мероприятиях принимали участие командующие НАТО и представители государств-членов, работающие в штаб-квартире в Рамштайн, приглашение от генерала Брейди получил и нынешний командующий ВВС Польши генерал Лех Маевский (Lech Majewski). Сам он в Рамштайн не прилетел, но делегировал туда своих представителей, которые отправились в Германию вместе с семьей Анджея Бласика – его вдовой и детьми – Иоанной и Михалом.
- Мы, как семья генерала Бласика, были очень растроганы уровнем церемонии. Дочь, которая очень хорошо держалась на похоронах и даже произносила там речь, здесь, на военной базе НАТО, увидев, с какими почестями при звуках польского гимна чтят его память, не могла удержаться от слез. Она повторяла: "Мамочка, почему моего отца так не почитают в нашей стране?" – рассказала Ева Бласик. – Не буду скрывать, я сказала американцам, как плохо относятся сейчас в Польше к моему мужу, как издеваются над ним СМИ, обсуждая вопрос его якобы вины в смоленской катастрофе, как приглашают так называемых экспертов, которым нечего сказать на эту тему. Если бы не "Nasz Dziennik", то в Польше эти памятные мероприятия наверняка бы замолчали.
Вдова генерала Бласика подчеркивает, что все присутствовавшие там командующие НАТО, отреагировали на ее слова одинаково. Они не скрывали своего удивления и возмущения. – У них в голове не укладывалось, как можно так поступать с заслуженным в Польше и в мире командующим ВВС: одним безосновательным обвинением перечеркивать все, чего он добился, - отметила Ева Бласик.
В неформальных беседах представители американского командования подчеркивали, что хотя информация о том, что перед катастрофой Бласик находился в кабине пилотов, не подтверждена окончательно, то даже если бы это было правдой, они сами поступили бы точно так же. Они подчеркивают, что это бы не угрожало безопасности экипажа или пассажиров. Они бы вошли в кабину пилотов и поддержали бы их своим присутствием, и именно так в такой сложной ситуации поступает хороший командующий.
Адвокат Збигнев Чихонь (Zbigniew Cichoń), представитель партии "Право и Справедливость" (PiS), считает, что американские офицеры, обладающие большим опытом и знаниями как в области устройства самолетов, так и работы бортовых приборов (многие их находившихся на борту Ту-154М были американского производства), могли бы выступить в качестве экспертов. Чихонь не представляет, чтобы прокуратура не захотела воспользоваться их знаниями. – Раз они обладают таким опытом, то это возможно. Может быть, на основании технических данных, касающихся функционирования разных устройств в самолете, на основании анализа собранных обломков самолета, удалось бы выяснить причину трагедии, - подчеркнул он. Как он отметил, уже само вмешательство американских генералов, могло бы оказать положительное влияние на то, как ведется следствие по катастрофе.