В субботу уже в девятый раз на Манхэттене прозвучат имена погибших в результате теракта 11 сентября 2001 года. Традиционное тихое мероприятие, когда живые зачитывают имена погибших, в этом году нарушит демонстрация против мечети, которая должна появиться совсем рядом с Ground Zero, местом трагедии. Существенную долю внимания журналистов отвлек на себя пастор из Флориды, который намеревается жечь Коран. В эту некруглую дату вокруг 11-го сентября самых разных эмоций будет больше, чем в предыдущие годы, когда американцы уже стали обращать меньше внимания на трагическую годовщину.
Не все мечети одинаковы
Что происходит? Аль-Каида добилась своей цели и сделала из Америки исламофобское общество? На первый взгляд вполне может показаться, что у США есть проблемы. Согласно последним исследованиям, 49% американцев негативно относятся к исламу. Это еще не большинство, но это уже больше, чем восемь лет назад, когда на ислам с недоверием смотрели 37% американцев.
Если кому-то нужны еще доказательства, посмотрите речи некоторых республиканских политиков, например бывшего спикера в Конгрессе и возможного будущего кандидата в президенты Ньюта Гингрича (Newt Gingrich), который, выступая против мечети на Ground Zero, приравнял ислам к нацизму.
Но этот «аргумент» уже требует более внимательного подхода. У Гингрича есть своя аудитория, но это далеко не вся Америка. Причина, по которой две трети американцев не хотят мечети на Ground Zero, - это конкретное местоположение, а не нелюбовь к мечетям как таковым. И здесь иногда уже лукавят американские либералы. Например, редакторы газеты New York Times, которые в материале об «общеамериканской» нелюбви к мечетям красочно описывают, что некоторые политики в своей предвыборной кампании отрицают мусульман, чтобы уже в конце статьи коротко сказать о том, что эти кандидаты поголовно проиграли праймериз в своих округах. Иными словами: их страх перед мусульманами не подействовал на избирателя.
И все же, что с этим вышеупомянутым растущим подозрительным отношением к исламу? Почему и чего бояться американцы, если после 11-го сентября больше не было ни одного столь разрушительного теракта?
Они бояться своих соседей, это один из ответов. Майора Нидала Хасана (Nidal Hasan), который в прошлом году застрелил 13 человек на базе Fort Hood. Молодых мужчин, таких, как Фейсал Шахзад (Faisal Shahzad) из Коннектикута или Наджибулла Зази (Najibullah Zazi) из Нью-Йорка, которые предприняли попытки терактов в Соединенных Штатах.
По американским меркам это бесконечно малая доля процента, практически исключительная вещь. Только для американцев уже сама возможность присутствия «врага среди нас», то есть домашнего терроризма со стороны американских мусульман, - новый ощутимый элемент неуверенности в собственном мире, хотя нам со стороны может показаться смешным то, что они так боятся любых признаков опасности. Но американские дома без заборов и входные двери без запоров требуют определенного доверия к окружающим.
Маленькая и крупная неопределенность
Это доверие обусловлено более широким общественным контекстом, который в течение последних двух лет в США сильно пошатнутся из-за экономического кризиса. Впервые в истории взрослые американцы стали бояться, что их дети будут жить хуже, чем они сами. И это второй ответ. Страх перед будущим может заставить отдельные общины и все общество (везде и всюду) невзлюбить инородное, непонятное, неизвестное. В Соединенных Штатах страх перед будущим может проявиться в растущем негативном отношении к исламу, или в очень неоднозначном отношении американцев к иммигрантам.
И здесь к голосам экспертов присоединяются и некоторые политики, но, как и в вопросе мусульман, здесь в обществе нет единства. Общество ослаблено, оно склонно делать радикальные выводы и принимать радикальные решения. Поэтому в этом году 11-го сентября так неспокойно.
Конечно, чем раньше Америка станет настолько уверенной в себе, что она перестанет искать врагов и опасность там, где их нет, тем лучше. И для США, и для окружающего мира.