Пока Ливан готовится к возможным обвинениям боевиков Хезболлы за убийство бывшего премьер-министра Рафика Харири, состояние экономики страны ухудшается. В докладе миссии Международного валютного фонда в марте 2009 года были омечены 30 лет хронических политических беспорядков в стране, а также сделано заключение, что “Ливан останется уязвимым к шокам на протяжении многих предстоящих лет”. Приветствуя план антикризисных действий правительства, Фонд, в то же время, не испытывал иллюзий по поводу того, что оно выполнит свою задачу.
Однако чуть позже в этом году правительство Саади Харири, сына Рафика Харири, привнесло новую надежду, что побудило МВФ объявить, что он “открыл новое окно возможностей для придания силы экономическим реформам”. Но успех запланированных реформ сильно зависит от сотрудничества между основными политическими группами Ливана, суннитами и шиитами, но до сих пор сдвигов в этой области мало.
Действительно, влияние внешних сил остается центральной частью уравнения. Встреча в июле прошлого года в Бейруте президента Сирии Аль-Ассада и Саудовского короля Абдулы была воспринята как знак возобновления дружеских отношений между двумя суннитскими антагонистами. Но одной из ее целей было получение поддержки у Хезболлы (которую, в свою очередь, поддерживает Сирия) программы экономического выздоровления в стиле МВФ. До сих пор не понятно, была или не была достигнута эта цель.
Тем временем, основные экономические индикаторы показывают устойчивое улучшение: валовой национальный продукт увеличился с 21 миллиарда долларов США в 2004 году до 32 миллиардов долларов в 2009 году, инфляция находится под контролем, внешняя торговля сбалансирована и уровень безработицы вполне умеренный. Более того, ливанский фунт не меняется по отношению к доллару США. Согласно МВФ “кризис прямо не повлиял на ливанскую экономику, банки надежны, капитал поступает”.
Но, хотя Всемирный банк классифицирует Ливан как страну с “доходом выше среднего”, с валовым национальным продуктом на душу населения 10 800 долларов США, 28% населения живет ниже уровня бедности. Многие их самых бедных являются шиитами, что представляет собой плодородную почву для вербовщиков Хезболлы.
Остаются другие экономические проблемы с серьезными потенциальными политическими последствиями. МВФ предсказывает, что правительство Харири должно суметь привлечь рынки капитала, чтобы покрыть свои финансовые потребности в 2010 году. Но нынешний бюджет полагается на иностранную помощь, чтобы покрыть 3 миллиарда (10% от ВНП) дефицита. Проблема не столько в том, откуда придут эти фонды, а в их количестве. Темпы экономического роста в Ливане, которые составляют в среднем 3,7% за последние 10 лет, были, согласно МВФ, “ниже и более неустойчивы, чем (в среднем) в регионе MENA (Ближний Восток ‑ Северная Африка)”.
В этих условиях трудно увидеть, как страна когда-либо сможет компенсировать ущерб, причиненный различными войнами в период с 1975 до 2006 года, принесший, согласно подсчетам, 35 миллиардов долларов потери. “Срочная послеконфликтная помощь” (менее 100 миллионов долларов США), предоставленная МВФ после войны 2006 года с Израилем, была намного меньше той помощи, которая нужна для восстановления. Ливанское правительство хвасталось помощью США, которую оно получило. Но эта помощь – боевая техника и пятилетняя программа по военной подготовке – не решает фундаментальных экономических проблем страны.
Более того, хотя Всемирный банк принял программу преобразований в стране – называемой “Горизонт 2000”, деньги на нее из Европейского инвестиционного банка и от арабских фондов едва поступают. Чтобы получить дальнейшую помощь, Ливану срочно нужно усилить свои связи с США, а также те связи, которые он создавал в рамках программы Средиземноморского сотрудничества ЕС.
Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, в рамках своей недавней поездки, чтобы стать де факто лидером суннитского мира, и в рамках своей политики “нулевых проблем с соседями”, упростил требования к визам для ливанцев, путешествующих в Турцию. Но это не помешало снижению торговли между Турцией и Ливаном в прошлом году. Что еще хуже, двустороннее соглашение о свободной торговле не было окончательно оформлено, несмотря на семь лет переговоров.
Однако это не удержало Турцию от организации третьего турецко-арабского форума 10 июля 2010 года, с Сирией, Иорданией и Ливаном. После арабской длительной националистической риторики в старом стиле, они решили создать Совет по экономическому и торговому сотрудничеству между близкими соседями. В то время, как целью Турции являлась свободная экономическая зона и экономическая интеграция между четырьмя странами, Ливан был несколько осторожен. Сайт его министерства экономики и торговли даже не упомянул о таком плане (но цитировал Центральный офис Арабской лиги по бойкоту Израиля).
Эти четыре страны проведут свою следующую встречу в Дамаске в декабре текущего года, чтобы определить свои будущие шаги. Но три арабских государства из четырех уже являются членами Арабской свободной торговой зоны GAFTA, которая обычно не подразумевает участия в другой зоне свободной торговли. Более того, в 2009 году Ливан установил членство во Всемирной торговой организации как приоритетное, и предложенное новое соглашение о торговой зоне не способствует достижению этой цели. Турция, со своей стороны, оказывается в похожей ситуации со своей кандидатурой в члены ЕС.
Правительство Харири намерено удержать свое большинство из 71 места в 128-местном парламенте Ливана, чему способствует 8%-ный рост, планируемый на этот год. Но всегда существует риск, что рекомендации МВФ, призывающие к увеличению налогов – увеличению НДС и более высоким тарифам за электрическую и тепловую энергию – вместе с потребностями вербовщиков из Хезболлы, могут создать политическую нестабильность. Эта нестабильность может усилиться, в зависимости от того, как Хезболла отреагирует на обвинения по поводу убийства Харири.
Кенан Мортан, профессор прикладной экономики в Университете Мимара Синана в Стамбуле. Его последняя опубликованная книга посвящена стамбульскому Гранд Базару (большому крытому рынку)