В 1993 году, вскоре после распада Советского Союза, США и Российская Федерация подписали знаменательный договор в области контроля над вооружениями. По «Соглашению об использовании высокообогащенного урана (ВОУ)» Россия обязывалась демонтировать тысячи ядерных боеголовок и переработать извлеченный из них оружейный уран в топливо для американских атомных электростанций. Об этом соглашении сейчас мало говорят, но оно оказалось очень удачным: почти 10 процентов всего электричества, используемого в США, производится из ядерного вещества, извлеченного из боеголовок российских ракет, которые некогда были нацелены на американские города.
Только подумайте – каждая десятая лампочка, из тех, что освещают американские кухни, супермаркеты, бейсбольные стадионы горит благодаря ядерной энергии, которая первоначально была нацелена на уничтожение миллионов американцев. В четверг Национальная администрация США по ядерной безопасности, наблюдающая за демонтажем российских вооружений от лица американского правительства, объявила о том, что соглашение достигло контрольной точки: приблизительно 400 метрических тонн российского высокообогащенного урана — эквивалент примерно 16000 ядерных боеголовок были переработаны в низкообогащенный уран, который используется в ядерных реакторах. Таким образом, для сторонников контроля над вооружениями, которые ведут трудную борьбу за освобождение мира от ядерного оружия, это малоизвестное соглашение может служить вдохновляющим примером успеха и моделью для дальнейших действий.
«Это одна из самых новаторских и удачных программ, которые когда-либо запускались, при том, что ее идея очень проста, - считает Уильям Поттер (William Potter), директор Центра исследования проблем нераспространения ядерного оружия имени Джеймса Мартина (James Martin Center for Nonproliferation Studies) при Монтерейском институте международных исследований (Monterey Institute of International Studies). – Когда американцы по вечерам включают свет, они демонстрируют мощь контроля над вооружениями. Не думаю, что многие в Америке это понимают».
Соглашение об использовании ВОУ специалисты по контролю над вооружениями в обиходе называют программой «Мегатонны - в мегаватты», потому что ядерные бомбы обладают мощью миллионов тонн динамита, а электростанции способны генерировать миллионы ватт электроэнергии. Это также соответствует принципу сформулированному президентом Дуайтом Эйзенхауэром, который сказал, перефразируя Библию, что раз ядерная энергия может быть использована как в бомбах, так и в АЭС, может высвобождаться моментально – и уничтожать города, или постепенно – и снабжать их электричеством, то ядерные мечи можно перековать на ядерные орала.
Эта сделка была выгодна для обеих сторон. Срок соглашения истекает в 2013 году. К этому моменту Россия должна заработать около 8 миллиардов долларов. Деньги ей выплачивает американская энергетическая компания USEC, в обмен на топливо, которое потом продает для дальнейшего использования в американских реакторах. Как утверждает USEC, в общей сложности она должна получить аналог 3 миллиардов тонн угля или 10 миллиардов баррелей нефти. Этого достаточно, чтобы два года полностью снабжать энергией Соединенные Штаты.
При этом маловероятно, что Россия через три года согласится продлить соглашение. По словам осведомленных о ходе переговоров американских чиновников, она считает, что USEC слишком мало платит ей за уран. Тем не менее, Москва выразила интерес к дальнейшему демонтажу боеголовок с продажей урана на свободном рынке. Представители США утверждают, что они готовы внести в соглашение соответствующие изменения — особенно если Россия по-прежнему будет допускать американских инспекторов следить за демонтажем вооружений, чтобы можно было гарантировать, что уран, который она будет продавать, действительно будет извлекаться из боеголовок.
«Мы не делаем секрета из того, что мы заинтересованы в продлении договоренностей после 2013 года, - объясняет Марк Уитни (Mark Whitney), помощник заместителя главы Национальной администрации по ядерной безопасности. - Русские говорят, что они предпочли бы коммерческие условия. Наше правительство такой вариант тоже не исключает».
Сколько боеголовок Россия собирается демонтировать, разумеется, зависит от того, сколько из них она считает лишними с военной точки зрения. Это в свою очередь зависит от успеха инициатив по контролю над вооружениями, таких как недавно подписанный новый договор о СНВ, ограничивающий число развернутых ядерных боеголовок с обеих сторон, который сейчас ожидает парламентской ратификации. Кроме того, программа распространяется только на урановые боеголовки, так как для оружейного плутония, который также используется в бомбах, не существует дешевого способа переработки в реакторное топливо. Однако, несмотря на все это, центральная идея соглашения – создать для разоружения финансовый стимул— может придать серьезный импульс движению нераспространения.
Сотрудник Бельферовского центра по науке и международным отношениям (Belfer Center for Science and International Affairs) при Гарвардском университете Мэтью Банн (Matthew Bunn) считает, что США и России следует продавать реакторы странам, стремящимся развивать ядерную энергетику, с уникальным дополнительным условием — пятью годами поставок бесплатного низкообогащенного урана, который гарантированно будет извлекаться из демонтируемых боеголовок. Этот план будет полезен для стран-покупателей с точки зрения имиджа, и поможет США и России соблюдать взятое ими на себя по Договору о нераспространении обязательство «принимать… действенные меры в области ядерного разоружения» и обеспечит клиентуру российским и американским компаниям, торгующим ядерными технологиями. Это также позволит избежать ситуации, при которой такие страны требуют права самостоятельно обогащать уран, что неминуемо заставляет заподозрить их в попытках незаконного создания оружия – как случилось с Ираном.
Если программа «Мегатонны - в мегаватты» работает для России и Америки, нет причин считать, что она не может работать и в других местах. Индия и Пакистан хотят в ближайшие годы повысить свой потенциал производства энергии. Представьте себе, какой это был бы красивый (и потенциально выгодный жест) – индийские АЭС, работающие на топливе из пакистанских боеголовок.
Полное уничтожение ядерного оружия – это идеалистическая цель, а таким целям всегда нужны красивые идеи. В данном случае американцам не нужно долго искать подобную идею - достаточно просто зажечь лампочку.