В Ярославль на международный экспертный форум съехались лучшие умы со всего мира, немало там было и политиков.
Демократия на все лады
На этой двухдневной встрече чаще всего повторялось слово "демократия" (Дмитрий Медведев неутомимо склонял его по всем русским падежам). Однако, как язвительно заметила "Независимая газета", на дискуссионную секцию "Стандарты демократии" пришло всего человек 20, а вот зал, где обсуждалась модернизация России, был заполнен до краев. Это была, несомненно, самая модная тема в этом сезоне.
Больший интерес приглашенных гостей вызывала не официальная программа, а политические спекуляции, на недостаток которых в Ярославе пожаловаться было нельзя (не просто так в сообщениях ведущих российских газет с форума так часто появлялось слово "интрига"). Масла в огонь подлила пресс-секретарь президента, которая заявила в интервью телеканалу Russia Today, что реализация президентской программы модернизации – это задача, выходящая за рамки одного президентского срока.
Это было воспринято, как готовность Медведева вновь стартовать на президентских выборах. Между тем, желание Владимира Путина вновь занять высший государственный пост стало уже секретом Полишинеля. Если политики не придут в этом вопросе к согласию, когда разгорится официальный конфликт – лишь дело времени.
Путин опережает, но…
В опросах общественного мнения Путин продолжает лидировать. Согласно опросу, который в августе провел Левада-Центр, российский премьер имеет потенциально более высокие шансы на победу в 2012 году (за него хотят голосовать 27 процентов респондентов). Однако и у Дмитрия Медведева, которого на тот момент поддерживало 20 процентов опрошенных, шансы остаются. Тем более что одна треть респондентов еще не определилась с выбором.
Медведев заметно лучше вписывается в потребности современной России. Из опроса Левада-Центра следовало, что самым значительным успехом Путина россияне считают потепление в отношениях с Западом.
Но ведь "перезагрузка" отношений с США и "союз" с ЕС – это основные пункты программы Медведева. Его "современный" стиль руководства, к тому же отличающийся (по крайней мере в стилистическом аспекте) от "военной" манеры Путина, любящего крепкие выражения и сравнения, пришелся по вкусу большинству россиян.
Дискомфорт россиян
Медведев несколько сгладил всеобщий российский комплекс "осажденной крепости" (россияне испытывают глубокое убеждение, что их никто не любит, и вопреки тому, как это может показаться из Польши, они испытывают из-за этого сильный дискомфорт).
В свою очередь основным провалом предыдущего президента респонденты опроса признали неэффективную борьбу с коррупцией. А это, наравне с модернизацией, - основной программный тезис Медведева в области внутренней политики. Правда, глава государства еще не добился зрелищных успехов в этом направлении. Громко объявленная реформа милиции, кроме обещаний сменить название на дореволюционную "полицию", пока не принесла ощутимых результатов. Однако Медведеву, которого связывают с реформаторскими кругами в Кремле, будет гораздо проще объяснить свои поражения сопротивлением "твердоголовых", которых, в свою очередь, связывают с Путиным.
Главным препятствием на пути реализации масштабных реформ могут как раз стать ястребы из ФСБ. Эта система, разросшаяся до 200 тысяч человек, стала своего рода скансеном неосоветских порядков. На все, что касается специальных служб, распространяется строгая секретность, что эффективно блокирует попытки журналистских расследований и создает отличную почву для разного рода коррупционных схем.
Разбить эту систему Медведеву будет необычайно сложно - даже если ему удастся совершить "отцеубийство" своего предшественника.