Комитет по иностранным делам Сената американского конгресса планирует в четверг провести голосование по новому договору START (СНВ, в российской аббревиатуре). Подписание договора сократит угрозу со стороны ядерных арсеналов России и Америки и восстановит жизненно необходимую практику проведения инспекции на местах. Демократические сенаторы от Новой Англии поддерживают договор, однако республиканцы Скотт Браун (Scott Brown) из Массачусетса, Олимпия Сноу (Olympia Snowe) и Сьюзан Коллинз (Susan Collins) из штата Мэн, и Джудд Грегг (Judd Gregg) из Нью-Гемпшира занимают выжидательную позицию. Нужно, чтобы они одобрили новый договор.
У республиканцев за плечами - славная история; не раз они брали на себя лидерство в процессе заключения договоров о контроле ядерных вооружений с Россией – договоров, обеспечивших безопасность Америки. Президент Никсон в 1972 году подписал соглашение ОСВ I, президент Рейган в 1987 году подписал договор по ядерному оружию средней и меньшей дальности, президент Джордж Буш в 1991 году подписал договор СНВ I, а президент Джордж В.Буш в 2002 году – Московский договор. Все они были одобрены при прочной поддержке обеих партий, что необходимо, поскольку для утверждения договора требуется две трети голосов в сенате.
Ныне это достойное похвалы наследие «Великой старой партии» в опасности: блок республиканских сенаторов может отказаться поддержать новый договор СНВ.
Между тем новый СНВ – намного более адекватное соглашение, чем Московский договор, который прошёл при большинстве 95-0. Новый договор позволяет сократить ядерную мощь России до уровней ниже уровней Московского Договора и обеспечивает столь необходимую верификацию на месте. До того, как бывший советский лидер Михаил Горбачёв согласился с заклинанием Рейгана «доверяй, но проверяй», Соединенные Штаты не могли «заглянуть под капот» России и осуществить прямое наблюдение за её ядерными вооружениями. Договоры о РМСД и СНВ I предоставили нам такую возможность в качестве непременного условия. К сожалению, мало кто из американцев отдаёт себе отчет в том, что сейчас такие непосредственные наблюдения на месте прекращены.
Срок договора СНВ I с его системой непосредственного наблюдения за объектами истек в декабре прошлого года. Приэтом ядерные потенциалы США и России сократились на тысячи единиц вооружений. С тех пор Соединённые Штаты не имеют возможности осуществлять наблюдение за ядерным арсеналом России.
Ратификация нового договора СНВ вновь обеспечила бы получение информации о стратегических силах России непосредственно на объектах, позволяя официальным лицам США принимать более информированные решения об инвестициях в ядерную мощь страны и другие виды военного потенциала. Решения, принятые на основе предположения о наихудшем или наиболее вероятном варианте развития событий, неизменно приводят к ненужной расточительности в области военных затрат.
За прошедшие пять месяцев комиссии сената провели более двадцати слушаний и собрали великолепный двухпартийный портфель доводов по новому СНВ. Военные руководители и бывшие высшие официальные лица республиканских и демократических администраций торжественно заявили, что новый СНВ повысит безопасность США, снизит ядерную угрозу со стороны России, обеспечит прозрачность в отношении российских стратегических сил и подстегнет усилия США по прекращению распространения ядерных вооружений среди террористических групп и пока что не имеющих ядерного оружия государств.
Однако некоторые скептики и некоторые сенаторы по-прежнему поднимают всё новые вопросы и пытаются отсрочить пленарное голосование палаты по договору до будущего года. Сенатор Ричард Лугар (Richard Lugar), занимающий высокий пост республиканец в комитете по иностранным делам Сената США, предложит резолюцию, в которой будут рассмотрены вопросы, поднятые его друзьями-республиканцами.
Опасения Великой старой партии, что новый договор создаст какие-то ограничения для противоракетной обороны и для уровня стратегических трат США, не должны мешать сейчас, когда сенат собрался после летнего отпуска, скорейшей ратификации договора. Новый договор не ограничивает планы противоракетной обороны США и не причиняет ущерб нашим возможностям поддерживать ядерный арсенал на современном и эффективном уровне. Это легко проверить. Как заявил министр обороны Роберт Гейтс: «Сокращения по этому договору не затрагивают силу нашей ядерной триады».
Прошлые договоры по контролю ядерных вооружений получали широкую двухпартийную поддержку. Новый договор не должен стать исключением. Сенаторы Великой старой партии из Новой Англии должны последовать республиканской традиции и приложить все усилия к тому, чтобы новый СНВ был одобрен.
Джон Райнлэндер – бывший юрисконсульт делегации США во время переговоров по ограничению стратегических вооружений, ОСВ I. Живёт в Глостере.