Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Минуло девять лет, однако боль не ушла. Эту боль можно было видеть на лицах тысяч американцев, участвовавших в прошедшую субботу в церемонии памяти жертв теракта 11 сентября.
И действительно: самый большой в истории теракт, унесший жизни трех тысяч человек, стал болезненным ударом для граждан США. Террористам удалось нанести удар по двум важнейшим символам нации – по финансовому центру, располагавшемуся в манхэттенских башнях-близнецах и по Пентагону, где находится министерство обороны. Террористы были близки к тому, чтобы нанести удар по третьему символу власти – по Белому дому.
На днях телеканал "Фокс-ньюс" сообщил, что ЦРУ пытается воспрепятствовать публикации книги, в которой описываются различные подробности работы центрального разведывательного управления США. Авторы книги утверждают, что за год до теракта 11 сентября разведка знала об угрозах, исходящих от лидера террористической группы, Мухаммада Ата, который не скрывал своих намерений устроить серию показательных терактов на территории Соединенных Штатов.
Новая информация проливает свет на то, как действует так называемый "закон катастроф". Закон гласит, что политик не станет действовать с целью предотвратить надвигающуюся катастрофу. Он поступит подобным образом не потому, что он плохой человек и желает зла своему народу. Он не станет предотвращать грядущую угрозу потому, что для этого ему необходимо инициировать небольшую кризисную ситуацию. То есть: немедленно принять сложные, непопулярные решения, пойти на болезненные уступки, начать оперативные действия, ужесточить условия, причинить ущерб многим гражданам.
Однако как только он совершит хотя бы одно из вышеперечисленных действий, общественность, не раздумывая, накажет политика за инициированную им локальную кризисную ситуацию, и он будет вынужден заплатить высокую цену – отказаться от своего премьерского (президентского) кресла. Он никогда не сумеет доказать общественности, что своими решительными действиями он предотвратил будущую катастрофу. Потому что кастастрофа не произошла. Ведь он ее предотвратил.
Это то, что произошло с терактом 11 сентября. Сейчас выясняется, что Джордж Буш получил точную информацию от разведывательных органов о том, что "Усама Бин-Ладен, лидер "Аль-Каиды", планирует совершить серию терактов с помощью террористов-самоубийц на территории США и даже ищет возможность захватить пассажирские самолеты; речь идет о реальной и очень серьезной угрозе".
Буш ознакомился с отчетами ЦРУ, провел консультации со специалистами, и не предпринял никаких шагов в соответствующем направлении. Он знал, что если он начнет бескомпромиссные действия против мусульманских организаций в США, запретит членам этих организаций учиться на авиационных курсах, запретит пассажирам подниматься на борт самолета без жесточайшей проверки со стороны службы безопасности и даже начнет войну в Афганистане, чтобы нанести удар по "Аль-Каиде" - он никогда не сумеет убедить американскую общественность в том, что все эти шаги он был вынужден предпринять с целью избежать возможной катастрофы. Никто ему не поверит. Его тут же объявят радикальным националистом, ненавидящим мусульман, и, возможно, это будет стоить ему президентского кресла. Поэтому Буш решил ничего не предпринимать. Он хладнокровно ждал до тех пор, пока не случится беда. И только после того, как пролилась кровь, он стал действовать жестко и бескомпромиссно, не считаясь ни с кем и ни с чем.
"Закон катастроф" действует и в нашей стране. Мирный договор с Египтом был подписан после Войны Судного дня, хотя Анвар Садат предложил Голде Меир вариант подобного соглашение за восемь месяцев до того, как в октябре 1973 года началась война. Ицхак Рабин согласился пожать руку Ясеру Арафату и подписать Норвежские соглашения лишь после того, как вспыхнула первая интифада. Шароновское отступление из Газы также было реализовано в связи со второй интифадой и ракетными обстрелами Сдерота.
Поэтому шансы на то, что Биньямин Нетаньяху придет к соглашению с Абу-Мазеном о "двух государствах для двух народов", невелики. Ведь для того, чтобы завершить конфликт, Нетаньяху будет вынужден инициировать "небольшую кризисную ситуацию". Он будет вынужден демонтировать поселения, отступить с большей части территорий, пойти на компромисс по вопросу Иерусалима. Но Нетаньяху этого никогда не сделает. Он хорошо знаком с "законом катастроф". Он знает, что не сумеет убедить большую часть израильтян в том, что его действия призваны предотвратить грядущую катастрофу. За свои действия он будет подвергнут нападкам и в итоге потеряет пост главы правительства.
Когда же мы все-таки придем к соглашению с палестинцами? Только после того, как произойдет катастрофа. Только после какого-либо "сратегического" теракта или новой войны. Только тогда политики с обеих сторон смогут сесть за стол переговоров и подписать болезненые договоренности об уступках. Только тогда народ поймет необходимость компромисса.