Когда завтра министр обороны России Анатолий Сердюков встретится с американским министром обороны Робертом Гейтсом (Robert Gates) в Пентагоне, им будет, о чем поговорить. Хотя Сердюков занимает свой пост с 2007 года, это будет его первый визит в Пентагон. В первую очередь, так случилось потому, что он фокусировался на внутренних проблемах, проводя в жизнь самую всеобъемлющую реформу российской армии за почти полстолетия. И правда, на прошлой неделе спикер Пентагона Джеф Моррелл (Geoff Morrell) отметил, что “Гейтс и Сердюков оба проводят очень смелые, очень амбициозные инициативы внутри своих военных ведомств, и я думаю, что они могут поговорить о том, как идут дела”.
И хотя они вполне могут обменяться опытом, масштаб программы реформ Сердюкова, а также трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, намного серьезнее, чем те, с которыми приходится управляться Гейтсу.
Грузинская война августа 2008 года выявила несколько изъянов российской армии, которые нынешней реформе предстоит ликвидировать. Кроме технических проблем различных элементов российского оснащения, среди недостатков значатся несовершенное командование, низкая боеготовность частей и слабое управление во всей цепи командования. Многие проблемы признавались задолго до грузинской войны, однако конфликт стал катализатором для начала их устранения. Вскоре после окончания боев Сердюков начал кампанию масштабной военной реформы. По сей день он пользуется поддержкой российского гражданского политического руководства, несмотря на некоторую оппозицию и широко распространенное недовольство среди руководителей военного ведомства.
Одной из ключевых целей было сделать российскую армию не такой перенасыщенной чиновниками верхнего уровня, отказ от избыточного количества офицеров, в особенности, на высшем уровне. Раздутая командная структура, в которой на двух с половиной солдат приходился один офицер, усложняла военно-гражданские отношения и вносила свой вклад в административную неэффективность, которая способствовала распространению коррупции и взяточничества. Число офицерских билетов было сокращено с 400 000 до 150 000; планируется изменить соотношение количества офицеров и солдат – 1 к 15. И хотя число генералов было сокращено лишь незначительно, число полковников, майоров и капитанов значительно уменьшили.
Одним из методов сокращения было беспрецедентное решение Сердюкова ввести тест на физическую подготовку. Также министерство обороны резко сократило число военных учебных заведений, сконсолидировало тыловые базы в меньшем количестве в совмещенных центрах снабжения, и привлекло сторонних гражданских подрядчиков для функций, не связанных с выполнением боевых задач, таких как купание и стирка. Все это помогло ликвидировать дополнительные офицерские билеты.
Еще более масштабные сокращения Сердюков произвел в части военных частей, многие из которых были не более чем резервными подразделениями, ожидающими введения в строй в условиях военного времени и пополнения войск. В военно-воздушных силах почти половина изначальных 340 частей и формирований были ликвидированы. У сухопутных войск дела обстоят еще хуже, число частей и подразделений было сокращено с 1 890 до 172. Что касается ВМС, самым болезненным изменением было предложение переместить штаб-квартиру ВМС в Санкт-Петербург. Впоследствии министерство обороны приостановило переезд в связи с финансовыми издержками и широкой оппозицией в среде российских адмиралов, которые опасаются потерять влияние в Москве, где принимаются все ключевые российские политические решения.
Министерство распродало недвижимость, которая больше не необходима вооруженным силам и использовало доходы для улучшения оставшейся инфраструктуры.
Вооружение и другое оснащение, оставшееся от расформированных боевых частей, либо транспортируется в оставшиеся подразделения либо, в случае старых или мало используемых, просто утилизируется.
С целью повысить мобильность отдельных частей министерство урезало старую четырехуровневую российскую организационную структуру – военный округ, армия, дивизия, полк. Теперь уровней командования три: военный округ, операционное командование, бригада. Изменение зеркалит американскую смену фокуса от дивизий к независимым бригадам как к главной тактической части, и применяется ко всем российским сухопутным силам кроме элитных воздушно-десантных войск. Кроме того, военные округи были реорганизованы и их количество сокращено с 6 до 4 , у каждого есть соответствующее операционно-стратегическое командование, руководство которого имеет власть над всеми частями и подразделениями в своем округе кроме стратегических ядерных сил.
Реформа также предусматривает различные меры по улучшению качества жизни, включая более высокую зарплату, применение системы бонусов и других стимулов, улучшение жилищных условий и возможности для обучения.
И тем не менее, некоторые представители военной отрасли по-прежнему выступают против реформы, потому что полагают, что она неблагоприятно затронет их лично. Например, переподготовка и выходное пособие полагаются лишь тем офицерам, которые служили менее 10 лет. Те, кто служили дольше, могут рассчитывать лишь на квартиру, пенсию или и то, и другое, однако есть опасения, что из-за кризиса государство не сможет выполнить даже эти обязательства.
В общем, многие офицеры, кажется, озадачены целью реформ, которые вводятся как резкие инициативы, а не как честь публично ощутимого, обширного стратегического плана. Частично этот подход может быть умышленным – с целью снизить сопротивление, скрывая масштаб программы реформ. Однако итоговое замешательство привело к тому, что многие офицеры задаются вопросом, действительно ли у гражданского руководства есть хорошо продуманный план или оно просто экспериментирует. Существует опасение, что, подобно тому как реформаторы после Холодной войны разрушили старую советскую экономику, не создав эффективную ей замену, Сердюков окончательно разрушит советское военное наследие, не создав взамен приемлемую оборонную структуру.
И хотя Сердюков был упорен в проведении своей реформы, он и другие реформаторы совершенно точно не достигли всех поставленных целей. Существовало предложение отказаться от призыва и трансформировать армию в полностью добровольные силы. Однако министерство объявило, что продлит призыв на неопределенный период времени – из-за ограниченного числа профессиональных контрактников, желающих записаться в армию с низкими зарплатами и жесткими условиями, которые сейчас предлагает армия.
Кроме того, реформаторам пока не удалось создать сержантский состав, который смог бы компенсировать сокращение числа офицеров, а также слабое руководство и слабые управленческие навыки многих из тех, кто остался. Прочный сержантский состав мог бы сократить жестокое обращение с новобранцами и способствовать тактической инициативе.
Усилия реформаторов по изменению структуры российских вооруженных сил успешно достигли точки невозврата, поскольку воссоздать старую структуру будет сложно, даже если реформа будет приостановлена. Остается задача переоснащения российской армии более эффективным оружием, которое могло бы сравниться с последними западными системами.
Российское правительство, очевидно, рассчитывает, что у него есть люфт – примерно десятилетие для того, чтобы сначала решить структурные проблемы и проблемы состава, и лишь потом начать серийное производство новейшего вооружения. Сердюков может воспользоваться завтрашней встречей для того, чтобы убедиться в том, что Пентагон выделит ему такую отсрочку.