Конкуренция за богатства Арктики, которые становятся все более доступными, продолжает накаляться. Норвегия и Россия, наконец, разделили нефтеносную зону к северу от своих берегов, что делает Канаду единственной страной, участвующей сразу в двух неурегулированных пограничных спорах в Арктике.
Сейчас страны стремятся застолбить за собой куски богатых ресурсами континентальных шельфов, простирающихся на сотни километров в некогда недоступный Северный Ледовитый океан, и это делает урегулирование давних споров о границах приоритетной задачей.
Норвегия с Россией фактически разделили пополам спорные 175 000 квадратных километров акватории (что примерно соответствует площади трех приморских провинций Канады). Теперь они смогут разрабатывать подводные месторождения, содержащие, как предполагается 40 миллиардов баррелей нефти.
«Все улаживают разногласия, и только мы отстаем», - считает профессор мировой политики и международного права из Университета Британской Колумбии Майкл Байерс (Michael Byers), много писавший о пограничных спорах, в которые вовлечена Канада.
Договор о Баренцевом море, подписанный в среду российским президентом Дмитрием Медведевым и норвежским премьер-министром Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg), кладет конец ожесточенному спору, который продолжался 40 лет. Россия - точнее, еще Советский Союз - исходно считала, что граница должна идти прямо на север до самого полюса. Она руководствовалась тем же секторальным принципом, согласно которому на канадских картах обозначается принадлежность Канаде огромного треугольника акватории с вершиной на полюсе.
«Параллели со спором между Канадой и США за море Бофорта очевидны, - считает профессор Байерс. - Канада, опираясь на спорную интерпретацию договора 1825 года, установившего границу между Аляской и Юконом по 141-му меридиану, утверждает, что морская граница должна проходить по этой же линии "так далеко, как замерзает океан"».
По мнению Вашингтона, это значит, что она проходит до края берега, а морская граница должна проводиться на равном расстоянии от двух берегов – как обычно и принято проводить водные границы. С точки зрения Оттавы по договору 1825 года граница по меридиану пересекает замерзшее море, которое сейчас, почти два столетия спустя, постепенно лишается ледяного покрова.
«Главный вопрос в случае моря Бофорта заключается в том, применим ли к нему аргумент Канады о разделе по договору 1825 года между Великобританией и Россией», - считает профессор права из Оттавского университета Дональд Макрей (Donald McRae), международно признанный эксперт по морским границам.
«Этот вопрос безусловно заслуживает обсуждения, хотя на самом деле за пределами 200-мильной зоны Канаде была бы выгодней равноудаленная граница», - утверждает он.
То, что метод, посредством которого Вашингтон долгое время доказывал свои претензии на акваторию в море Бофорта, на деле обеспечивает Канаде преимущество за пределами 200-мильной зоны, придает делу новый и весьма необычный оборот.
«Нашей приоритетной задачей будет добиться прогресса в области пока не разрешенных пограничных вопросов», - заявил в прошлом месяце министр иностранных дел Лоренс Кэнон (Lawrence Cannon). До этого Оттава не один десяток лет затягивала урегулирование споров с США из-за моря Бофорта и с Данией из-за акватории между Баффиновой землей и Гренландией.
По мнению профессора Байера, если Оттава всерьез возьмется за дело, оба спора можно будет разрешить за два года.
Впрочем, даже если удастся урегулировать споры о границах, как в Восточной, так и в Западной Арктике, это не избавит Канаду от главной проблемы – вопроса о контроле на Северо-Западным проходом, который открыт уже третье лето подряд и поэтому все чаще рассматривается как возможный кратчайший судоходный путь из Азии в Европу.
Оттава называет его частью канадских территориальных вод, но Вашингтон с этим не согласен, так же как и большинство остальных держав, которые считают его – подобно остальным ключевым судоходным путям, таким как Гибралтар или Ормузский пролив – частью международных вод.
Кроме того, возможно, двусторонние споры в Арктике – это только первый этап.
По мере того, как будет набирать обороты борьба за богатства Арктики, Канада, Дания, Норвегия, Россия и Соединенные Штаты могут начать предъявлять амбициозные, конкурирующие и перекрывающиеся претензии на Северный полюс и его окрестности.
«Канада не согласна с выдвигаемой некоторыми идеей о том, что Арктика требует кардинально новой структуры управления или законодательной базы», - заметил г-н Кэнон, отвергнув мнения ряда экспертов, которые считают, что быстро меняющейся Арктике – потеплевшей, более доступной и уязвимой, как никогда раньше, – необходим новый международный режим контроля.