В том, как с Краковского Предместья был убран памятный крест (поставленный в Варшаве в память о жертвах катастрофы под Смоленском – прим. пер.) или в том, что теперь вечером какая-то группа собирается придти туда с факелами, я не вижу ничего, что могло бы вызывать особые эмоции. Все это экзотические брызги локальной политики. Возможно, в этом есть доля безумия, но никакой угрозы и уж тем более энтузиазма.
Партия "Право и Справедливость" (PiS) поддерживала защитников креста, но непрямо, лишь на словах. Им даже не хотелось выставлять на вахту у креста ни одного депутата. Сейчас начнется шум, но мне все равно не кажется, что они будут вкладывать в это слишком много энергии. А слова – конечно. Какое-то время будут звучать неприятные, тяжкие слова. Но кроме фрустрации, чувства потерянности, страха за этими словами мало что будет стоять. И чем больше их прозвучит, тем больше во всей этой истории будет политического комизма, чем настоящего драматизма.
Кто-то уже предложил созвать общественный комитет по строительству памятника Леху Качиньскому (который, как кажется, так важен партии PiS), чтобы получить разрешение городских властей поставить его под окнами виллы семьи Качиньских. Ведь это было бы нормально: памятник генералу Сикорскому тоже стоит на месте, где до войны находилась его вилла. Вокруг пьедестала можно было бы поставить сколько угодно крестов любого размера, скамейки для стояния на коленях и все, что требуется почитателям бывшего президента, чтобы 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 12 месяцев в году чтить его память так, как им это нравится. Если такой комитет будет создан, я обещаю ему свой взнос.
А если говорить совершенно серьезно: на Краковском Предместье тоже должно появиться нечто заметное и в равной степени увековечивающее память всех жертв трагедии. Потому что это была страшная трагедия, отнявшая у нас много бесценных и заслуженных людей. Тот факт, что некая группа пытается создать политическую секту вокруг культа президентской пары, не освобождает нас от обязанности увековечить память других жертв соразмерно понесенной нами потере.
Я думаю, что сейчас, когда перед Президентским дворцом уже нет спорного креста и его ревностных защитников, президент должен объявить конкурс на памятник, а его проведение поручить жюри, состоящему из авторитетных скульпторов, архитекторов и реставраторов. Радикалы не могут вынудить разумное большинство воплощать свои планы, но не могут и парализовать естественную реализацию порывов памяти, благодарности, скорби. А из опросов общественного мнения следует, что большинство из нас хотело бы выразить эти порывы посредством памятника. Значит, нужно его поставить.