"Бронек – мы не простим тебе демонтаж креста", "Катынь 2010" – такие надписи появились на могиле солдат-большевиков в городке Оссув (Ossów). Это уже второй случай осквернения этого места.
Глава Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Кшиштоф Кунерт (Andrzej Krzysztof Kunert), автор идеи установки памятника на могиле: "У меня нет слов. Я скажу одно: мы не будем отступать перед хамством. Мы отчистим могилу от красной краски и устроим официальную церемонию открытия, точную дату я пока назвать не могу".
Надписи вчера утром обнаружил Петр Вышиньский (Piotr Wyszyński) из городской управы города Зеленка (Zielonka). – Мне просто по-человечески стыдно, - говорит он. - Мы проинформировали прокуратуру. Произошедшее – обычная политика на могилах.
Православный крест и 22 гранитных штыка появились там, где были найдены останки 22 двух солдат Красной армии, погибших в 1920 году в Варшавском сражении. Всего под Оссувом погибло 25 тысяч большевиков.
Могила должна была стать символом примирения и совместных раздумий над судьбами польского и российского народов, пострадавших от коммунизма. Идею, которую воплощал в жизнь Совет охраны памяти борьбы и мученичества, поддерживал Бронислав Коморовский, еще будучи спикером Сейма.
Против могилы первыми начали выступать газета "Nasz Dziennik" и радиостанция Radio Maryja. "Коморовский ставит памятник захватчикам", - таким был один из заголовков.
15 августа перед торжественной церемонией открытия, на которую был, в частности, приглашен российский посол, кто-то нарисовал на могиле красные звезды. С утра полтора десятка человек стояло у могилы с лозунгами "Платформа продала Польшу" (PO, правящая партия - прим. пер), "Польша горит" и кричало "Позор!" Среди протестующих была Ханна Вуйковска (Hanna Wujkowska) – бывший советник правительства партии "Право и справедливость" (PiS), позже советник министра образования, публицист газеты "Nasz Dziennik", а также активист PiS Вальдемар Бонковский (Waldemar Bonkowski).
Церемонию решили отменить. Автомобиль с российским послом развернули за несколько сотен метров до памятника. – Мы чувствовали себя глупо, - рассказывает Вышиньский (городская управа принимала участие в организации мероприятия). – Посол отреагировал спокойно, он сказал "Я понимаю" и уехал.
Новой даты торжественного открытия могилы объявлено не было. По неофициальной информации организаторы собирались подождать до ноября. Что будет теперь?
Вышиньский: "Я не знаю. Это стойкая масляная краска. Мы проверим, можно ли смыть ее с гранита. Перспективы неважные".
Генеральный секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Кунерт: "Я обещаю, что мы восстановим памятник, и открытие состоится. У каждого солдата, за исключением военных преступников, есть право на могилу. Это моральное право и обязанность, вытекающая из международных договоров. Это касается и солдат армии агрессора, наших врагов. Впрочем, это право также касается разбросанных по всему миру могил польских солдат, которых не всегда воспринимали как союзников или освободителей".
Обустройство могилы критиковал, в частности, депутат "Права и Справедливости" Збигнев Гиржиньский (Zbigniew Girzyński), он писал в своем блоге: "Почему за наши деньги строится кладбище для большевистских солдат? Тело каждого человека заслуживает посмертного уважения, но пусть за это уважение и кладбище платят россияне, а не мы!" Что он думает об осквернении могилы? – Просто скандально, что правоохранительные органы Дональда Туска не могут обеспечить порядок и предотвратить акты вандализма. Министр внутренних дел и администрации Ежи Миллер (Jerzy Miller) должен быть уволен.
Жители Оссува не выступают против могилы. Они сами помогли археологам найти это место. Много лет подряд в День всех святых они зажигали здесь лампады. Несмотря на это "Nasz Dziennik" писал: "Ошеломление и гнев – такие эмоции испытывают жители Оссува" и "Жители протестовали против памятника".
Игнаций Рудницкий (Ignacy Rudnicki): "Я живу в Оссуве с рождения. Я знал, что они там лежат по рассказам родителей. Когда археологи день, два, неделю не могли найти это место, я им показал. Они выкопали совершенно белые кости. И люди ходили, видели, что там лежат люди, а не собаки. И что должна быть могила".
Гражина Венх (Grażyna Więch) – глава Оссува: "Люди всегда знали, что здесь есть эта могила. Когда была большая вода, бывало, всплывали кости. Два года назад у меня состоялась первая встреча, пришли пожилые жители и историки. Люди спокойно поговорили, повспоминали, выпили кофе и мирно разошлись. Это не мы поднимаем шум на весь мир".