ПЕКИН. Китайский военно-промышленный комплекс почти достиг уровня самодостаточности в производстве современных вооружений, добившись этого после длившихся десятилетиями импортных закупок самолетов, кораблей, подводных лодок и ракетной техники, в основном из России. Новообретенный военный потенциал Китая вызывает и новые опасения по поводу военной гегемонии китайцев в Азии и поставок вооружений странам-изгоям.
В связи с новыми возможностями КНР по производству высокотехнологичного современного оружия военные руководители в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и в Вашингтоне вынуждены перестраивать свою стратегию в целях создания на предстоящие три-пять лет противовеса крепнущим вооруженным силам этой находящейся на подъеме коммунистической державы. Об этом говорят военные аналитики на Западе и в Азии.
Кроме того, усиливающаяся независимость Китая от импорта военной техники и технологий из России позволит Пекину экспортировать широкий спектр высокотехнологичных вооружений в страны, пытающиеся обрести современное оружие, но не имеющие возможности покупать необходимое у США и европейских поставщиков.
Покупающие китайское оружие страны окажутся совсем не в том положении, в каком находился Иран в 80-е годы, когда ему приходилось приобретать у Пекина устаревшие противокорабельные ракеты "Шелкопряд" (Silkworm). Для иранцев это был далеко не самый лучший вариант, но большего китайская военная промышленность предложить не могла.
А сейчас, если Иран захочет иметь современные военно-воздушные силы, действующие под прикрытием систем ПВО, противокорабельные ракеты и сети радиолокационных станций, он может купить их у Китая хоть завтра.
"Это в некотором роде трагическая история, если посмотреть на события 20-летней давности, - рассказал Washington Times российский военный аналитик, ранее работавший ведущим инженером на одном из самых важных военных предприятий Москвы, - после окончания холодной войны, когда Россия переживала трудные времена в плане экономики, российская оборонная промышленность явно отдавала предпочтение работе с американскими партнерами. Но эти планы так и не были реализованы".
"Когда США в основном отказались от сотрудничества с российской промышленностью, у руководителей всех наших оборонных предприятий остались в подчинении целые коллективы голодных сотрудников, не получающих зарплату. Поэтому у них не оставалось иного выбора, кроме совместной работы с китайцами".
Пекин начал щедро тратить деньги на военные закупки, приобретя у России огромное множество самых современных систем вооружений, включая истребители, ударные вертолеты и ракетные комплексы. Затем китайские инженеры скопировали конструкцию этого оружия, чтобы создать собственные системы для ведения современной войны. Среди них был и истребитель J-11B, являющийся копией российского Су-27СК.
Более того, китайские инженеры изменили конструкцию некоторых образцов в целях усовершенствования этих систем вооружений. Московский Центр анализа стратегий и технологий, являющийся частной научно-исследовательской организацией по вопросам обороны и внешней политики, сообщил недавно, что китайские военные доработали двигатель истребителя Су-27СК, продлив его эксплуатационный ресурс с 900 до 1500 летных часов. Это примечательное достижение в области авиастроения.
Российский военный аналитик и бывший инженер заявил, что свою долю вины за вклад России в усиливающуюся оборонную промышленность Китая несут и Соединенные Штаты Америки. "Близорукость американского правительства в 1990 годы дала свои негативные последствия для США", - сказал он.
"Соединенные Штаты могли получить настоящий кладезь военных технологий за очень скромные деньги, но вместо этого Вашингтон заложил фундамент для того, чтобы Китай в довольно короткие сроки стал современной военной державой. Это никак не могло произойти столь быстро без российского содействия, - отметил он, - в конечном итоге, Америка потратит гораздо больше средств на то, чтобы противостоять усиливающемуся военному потенциалу Китая, чем она потратила бы в начале 90-х на закупку того, что имелось у России".
Тайвань хочет, чтобы Соединенные Штаты действовали более предусмотрительно и дальновидно.
В докладе Разведывательного управления министерства обороны США отмечается, что на вооружении тайваньских ВВС имеется всего 350 самолетов, причем многие из них – это устаревшие F-5 Northrop и F-16A/B производства компании Lockheed Martin 20-летней давности. Против них в пределах прямой досягаемости на материковой части Китая сосредоточено более 450 самых современных самолетов истребительной авиации J-10, J-11 и Су-30МКК, которые по своему классу и характеристикам превосходят большую часть тайваньских машин.
В дополнение к этому, благодаря поставкам систем высокоточного наведения из России у Китая имеется около 1300 баллистических ракет малой дальности, которые нацелены на основные объекты тайваньских ВВС.
Военные специалисты из Тайбэя рассказали Washington Times, что по мнению руководства оборонного ведомства, большая часть инфраструктуры тайваньских ВВС, включая взлетно-посадочные полосы, будет уничтожена еще до того, как их самолеты смогут подняться в воздух. "В воздухе будут только те самолеты, которые осуществляют патрулирование, но им некуда будет садиться", - заявил один из аналитиков, который посещает базы ВВС Тайваня и регулярно общается с тайваньскими военными.
Тайбэй стремится купить у Вашингтона партию более современных самолетов F-16, особенно наиболее передовые F-16C/D Block 50 и их модификации. Однако администрация Обамы не удовлетворила эту просьбу. Кроме того, она даже не рассматривает другую заявку на срочно необходимую модернизацию устаревших моделей F-16A/B, которые находятся на вооружении китайских ВВС (так в тексте – прим. перев.).
Аналитики по Народно-освободительной армии Китая (НОАК), говорят, что нет никакого механизма, позволяющего отобрать у Китая те технологии, которые он позаимствовал у России. "Джин вырвался из бутылки", - сказал один из аналитиков.
Совершенно ясно, что НОАК почувствовала собственную силу. "Она стала самостоятельной, создав целый ряд современных вооружений в момент, когда Китай выходит на второе место в мире по объему экономики, и когда Китай стал единственной в мире страной, не пострадавшей от экономического спада", - заявил ведущий ученый с престижного факультета международных отношений Пекинского университета.