Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саакашвили «разоблачил» систему власти в России

© REUTERS/David MdzinarishviliМихаил Саакашвили
Михаил Саакашвили
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военный конфликт России с Грузией президент Саакашвили объяснил жестокостью российского руководства, которое не жалеет даже собственных граждан. В интервью на телеканале Fox News он обвинил Владимира Путина в создании системы власти, которая не уважает ни права человека, ни другие человеческие ценности.

Президент Обама уже прибыл в штаб-квартиру  ООН, чтобы выступить с речью перед своими коллегами в Генеральной Ассамблее.  Мы ждем этого с минуты на минуту. Тем временем выходит новая скандальная книга Боба Вудворда, в которой автор намекает, что президент высказывает противоречивые мнения о борьбе с терроризмом. Так что если Вы лидер, которому приходится иметь дело с терроризмом в своей собственной стране. Каким должен быть Ваш подход? К нам на передачу пришел еще один президент: Президент Грузии Михаил Саакашвили. Господин президент, приятно, что Вы с нами.

 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ, Президент Грузии: И мне приятно снова оказаться на вашем шоу. Здесь я чувствую себя, почти как дома.
 

Очень приятно, что Вы нашли для нас время. Есть некоторые опасения, в связи с тем что президент Обама высказывает противоречивые мнения о борьбе с терроризмом. Как Вы считаете, он занимает серьёзную и последовательную позицию по этой проблеме?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Знаете, наши войска находятся в Афганистане. Мы вносим самый большой вклад на душу населения в эту операцию в Афганистане. Наши солдаты находятся на юге страны, в провинции Хельманд. Там находятся наши боевые войска, мы не протестуем, как некоторые другие союзники.
 
Другими словами: Вы остаетесь там - и никаких разговоров о выводе войск?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Да, на самом деле мы понесли потери. Но, думаю, очень важно, что для нашего народа, в какой-то степени и для меня, это был ценный опыт. Даже семьи раненых или убитых с уважением относятся ко всей этой операции. Знаете, она должна быть доведена до конца. Просто обязана! То есть мы не можем выйти из Афганистана, не разрешив всю эту проблему. И…
 
Но Вы же имели дело с Россией, Вы знаете, что это может быть сложно. У них проблемы в Афганистане. И у других стран тоже. В США то же самое.
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Послушайте, Россия… Тут нельзя сравнивать. Россия оказалась там под надуманным предлогом. Там они были по тем же причинам, по которым сегодня оккупируют 20% территории моей страны. Они хотели подчинить себе Афганистан. Мы, особенно США, но и другие страны, сейчас верим в то, что страну можно стабилизировать, что у ее жителей есть будущее. Что можно развить некую версию местной демократии и создать функционирующее правительство. Все этодля безопасности в мире. Думаю, мы ни за что не должны сдаваться в этой битве.
 
Вы, возможно, правы, господин президент, но, если верить книге, администрация и президент не сошлись во мнениях по афганскому вопросу, который волнует всех уже довольно долго. На него потратили триллион долларов, пожертвовали огромное количество жизней. Вопрос в том, стоило и стоит ли оно того. Вот в чем суть, причина этого скандала.
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Мне нравится Боб Вудворд, он превосходный журналист. Эту книгу я не читал, поэтому не могу комментировать. Думаю, американцы, которые служат там, очень преданы своему делу, у них серьезные командиры, и они несут потери. Знаете, я видел американских солдат. Они потрясающие люди. Они как-то по-особенному преподносят себя, с честью, у них особенный ум. Я не знаю генерала Петрэуса лично. Он, кстати, положительно отзывался о грузинских солдатах… И некоторые американские генералы видели… Знаете, в этих солдатах есть что-то, непередаваемое словами, что-то особенное. Это верно, так как мы сражались за нашу свободу, независимость -  и мы понимаем, что они уже веками разделяют эти ценности. Я верю, что в итоге миссия американцев  и вся операция  завершатся успешно. Не вижу пути назад.

 

Господин президент, ранее Вы упомянули о России. И, конечно, у Вас были личные трения с Владимиром Путиным. И некоторое время назад ходили разговоры о том, что он даже пытался Вас убить во время восстания. И, хотя прошло уже немало времени, Вы по-прежнему называете его оккупантом. Каково Ваше мнение о Путине? Думаете, у руля стоит он? Хочет снова вернуть себе все полномочия власти? Что скажете?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Ну, во-первых, о том, что они оккупанты, говорю не я один. Согласно официальной позиции Америки, русские занимают регионы Грузии незаконно. И это официальная позиция правительств многих зарубежных стран, всех ответственных лиц. А как еще назвать, когда вторгаются в чужую страну, занимают часть её территории, изгоняют 80% населения? У нас 500 000 беженцев. Люди говорят о Дарфуре, но если сравнивать это в пропорциях к населению.. И всё это творится в Европе, в весьма цивилизованной стране..
 
По-Вашему, за всем этим стоит Путин?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Ну, очевидно, это не просто инициатива Путина, но он еще и весьма горд своими действиями. И в этом нет ничего удивительного, ведь он жесток по отношению к собственным гражданам. Не забывайте, что в этой стране Ходорковский, Михаил Ходорковский, самый талантливый предприниматель, до сих пор сидит в тюрьме и, фактически, отбывает уже второй срок. А он уже отбыл наказание в сибирском ГУЛАГе. Срок вышел - и его пришлось отпустить. И сейчас его, фактически, вернули и осудили во второй раз
 
По новым обвинениям…
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ:Практически за то же самое!
 
Та же Россия финансировала ядерные амбиции Ирана, как она утверждает, мирные. Как миру на это реагировать?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Суть российской политики заключалась в том, чтобы затянуть процесс и нажиться на нем. Так что если иранская проблема будет решена, то что станет для России рычагом влияния на США? Поэтому русские разыграли все очень хитро: дали обещание Западу и в то же время продолжают поставки в Иран. И, по-моему, таким образом потеряли доверие и тех, и других. Но они так действуют уже давно, и это не новость. А кто ими управляет? Конечно, Путин. И так устроена вся эта система, в которой не уважаются права человека, права на собственность, границы, соседские отношения и основные человеческие ценности. И я считаю, что эта страна…
 

 А если бы Израиль действовал в одиночку, господин президент, решив: «Никто больше не собирается действовать против Ирана – мы будем действовать в одностороннем порядке»?

 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: А кто должен был действовать? США?
 
Израиль.
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Полагаю, лучше для всех будет найти мирное решение. Но, разумеется, есть базовые принципы. И они в том, что абсолютно очевидно, у Израиля есть право на существование. Никто не может ставить его под сомнение. То есть для меня это предельно ясно: каждая страна и каждый народ имеет право жить в мире, в том числе и Израиль.
 
Разумеется, есть большой вопрос с палестинцами – вот почему ведутся переговоры. И, знаете, языком угроз добиться ничего нельзя. И, конечно же, мы находимся очень близко и очень рискуем… особенно малые страны. Когда речь идёт о больших странах, люди начинают забывать про малые. А ведь малые страны тоже важны. Мы тоже стратегически значимы и ценны. И я думаю, что именно поэтому нужно дать шанс мирному урегулированию. Надеюсь, переговоры окажутся результативными.
 
А теперь о финансовых проблемах, господин президент, о которых сегодня говорят в ООН. В частности, председатель в обращении к Генеральной Ассамблее заявил о необходимости некоего всемирного налога для помощи бедным странам. Возможно, его введут для банков, возможно, – для богатых стран, возможно, будет некая комбинация. Что Вы об этом думаете?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Я ведь из страны с неэффективной социально-политической структурой, я помню наши программы по борьбе с бедностью, когда правительства моих предшественников получали огромные деньги, которые потом вылетали в трубу.
 
Знаете, им выделяли деньги на строительство, а они строили себе виллы. Им выделяли деньги на дороги и больницы, а они открывали себе новые банковские счета и покупали новые вещи. Им выделяли деньги на образование, а они отправляли в зарубежные школы своих детей. Вот я учился в Америке на американскую стипендию, а они отправляли детей на собственные деньги. Я жил на задворках, в Астории, а они жили здесь в роскошных апартаментах.
 
Вы жили в Астории – в Куинсе?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Да, некоторое время.
 
Будущий Президент Грузии?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: Мне нравилось – такая романтика.
 
Здорово! А куда Вы ездили развлекаться?
 
МИХАИЛ СААКАШВИЛИ: В деловой район, о котором Вы только что говорили. И, конечно же, в жилые кварталы Колумбуса. Но я почти что ньюйоркец – таким я себя чувствую всякий раз, когда сюда приезжаю.
 
Но я хочу сказать, что на самом деле дело в местном руководстве. Не в международном… Ресурсы, конечно, нужны, но если не будет ясности в том, что те, кому дают эти ресурсы, тратят их… В Грузии полицию пришлось уволить поголовно.
 
До того как я стал президентом, 98% населения в опросах говорили, что непосредственно сталкиваются с коррупцией. А сейчас – менее половины процента. Раньше мы в вопросах бизнеса занимали сто седьмое место, а сейчас вышли на одно из первых. К чему я всё это говорю? Реформа нужна внутренняя. Нужно поддерживать реформаторов, нужна подотчётность – вот что важно. Коррупция – вот проблема. Искорените ее - и всё заработает.
 
Ясно, господин президент. Спасибо.

Перевод выполнен ИноТВ.