Перед спикером российского парламента встал вопрос о доходах его семьи — оппозиционная партия потребовала, чтобы спикер раскрыл активы своей супруги. Это станет первым тестом антикоррупционного декрета, подписанного президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году.
Согласно декрету, российские высокопоставленные чиновники и их родственники обязаны в письменной форме декларировать свою собственность. Однако спикер Госдумы, нижней палаты парламента, Борис Грызлов доходы своей жены декларировать не стал.
Оппозиционная партия «Яблоко» в четверг направила ряд официальных запросов с требование заняться расследованием причин, по которым Грызлов не подал декларацию о доходах своей жены.
Представитель Грызлова сказал, что «это их право посылать такой запрос, но никаких комментариев у нас нет».
Закон, обязывающий чиновников декларировать свои доходы, является собственной инициативой Медведева. Таким образом, президент может оказаться в неудобном положении, если отказ Грызлова не будет обоснован уважительными причинами.
Если Медведев будет отмалчиваться по этому поводу, то авторитет кремлевской антикоррупционной программы будет подорван. Но если президент все же даст ход этому делу, он рискует вызывать скандал в кругах правящей элиты.
Грызлов является ключевым союзником премьер-министра России Владимира Путина, а также одним из ведущих членов правящей партии «Единая Россия».
В России многие госслужащие скрывают свои доходы и активы, регистрируя их на членов своей семьи. Именно против подобной практики и направлен, по идее, антикоррупционный закон.
В соответствии с декретом Медведева, любая зарегистрированная политическая партия может направить запрос на проверку декларации о доходах, если располагает информацией, ставящей правдивость приведенных там данных под сомнение. На эти запросы должны дать официальные ответы президентская администрация, комиссия Госдумы по этике, а также прокурор. Однако, пока еще нет закона, который определял бы процесс проверки деклараций о доходах, равно как нет никаких штрафов за их непредоставление.
«Никто толком не знает, что же произойдет, — говорит Иван Ниненко, заместитель директора московского отделения антикоррупционной организации Transparency International, которая широко продвигает использование деклараций, как один из способов очистки правительства. — Но важно, то, что процесс пошел — законы начинают работать».
Мало кто верит в то, что вопрос будет решен на публике. «Я уверен, что все будет замято, — считает Владимир Прибыловский, который руководит политическим сайтом www.anticompromat.org. — Ведь стоит лишь взглянуть на то, сколько тратят наши бюрократы, как сразу станет понятно, что они не смогли бы так жить на одну лишь свою зарплату».