Россия усиливает свою кампанию по продвижению заявки на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Ей движет страх, что за последние несколько недель кампании за право стать хозяином чемпионата вперед может прокрасться Англия.
Двое соперников идут практически ноздря в ноздрю. На прошлой неделе российский заявочный комитет организовал пресс-тур, чтобы продемонстрировать спортивные объекты в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи, где пройдут зимние Олимпийские игры 2014 года (участники перемещались по стране на самолетах и скоростных поездах).
Разворачивая усиленную конкурентную борьбу с Англией перед голосованием, которое пройдет 2 декабря в Цюрихе, россияне делают упор на то, что обладают не только финансовым авторитетом, не имея практически ни копейки правительственного долга, но и на то, что проведение чемпионата в России будет более значительным с точки зрения распространения идей ФИФА.
Они полагаются, довольно рискованно, на то, что ФИФА откажется от безопасного варианта и, несмотря на традиции, родословную и популярность футбола в Англии, выступит в поддержку ранее незадействованной в проведении чемпионатов мира России — региона самоуверенного, энергичного и экономически сильного.
Правила ФИФА запрещают странам, подавшим заявки, комментировать других кандидатов, но самый главный спортивный администратор России зашел в своих объяснениях, почему Англия не заслуживает права на проведение чемпионат мира 2018 года, настолько далеко, насколько мог. «Мероприятия подобного масштаба никогда не проводились в Восточной Европе, — заявил министр спорта Виталий Мутко. — Футбол обязан открывать новые территории. Шанс должны получать новые страны, иначе весь мировой футбол будет сведен к Великобритании, Франции и Германии. Быть может, это путь наименьшего сопротивления, но, возможно, это неверный путь. Одной из заявленных целей ФИФА является распространение своей культуры во всем мире. Чемпионат мира в России сделал бы в этом направлении больше, чем чемпионат, проведенный где-либо еще».
Чтобы убедить ФИФА, россияне должны прилагать больше усилий. Таким образом, на прошлой неделе представители заявочного комитета полетели в Каир, чтобы лоббировать четырех африканских членов исполнительного комитета ФИФА. Англию на аналогичной встрече представляли Дэвид Дейн (David Dein) и Энди Энсон (Andy Anson). Русские тоже стремились не отставать. Глава заявочного комитета Алексей Сорокин заявил: «Все мы знаем, насколько важны африканские голоса».
Несмотря на все обязательства и убеждения россиян — что на время турнира будут сняты визовые ограничения, а в распоряжении фанатов будет бесплатный общественный транспорт — мучительные сомнения, все же, никак не отпускают. Во время недавнего пресс-тура для того, чтобы пробиться сквозь сверхплотные московские пробки, одни из худших в Европе, понадобился милицейский эскорт. Смущает также то, что большинство стадионов строится с нуля. Еще более серьезными для россиян являются постоянные обвинения в расизме, на которые Мутко и его коллеги реагируют, просто-напросто занимая оборонительную позицию.
Мутко заявил, что ФИФА не должна подпасть под влияние того, что он назвал стереотипами советских времен. «В большинстве наших лучших клубов есть темнокожие игроки, — сказал он. — Если бы расизм был большой проблемой, то 53 процента игроков не были бы иностранцами. Нужно быть слепым, чтобы не видеть, как прогрессирует Россия».
В конечном счете, существенно повлиять на расклад в Цюрихе может один человек — Владимир Путин. Российскому премьер-министру приписывают проталкивание Сочи на роль столицы зимней Олимпиады. «Его влияние ощущается в тот момент, когда он входит в комнату, — говорит Сорокин. — Такая он фигура. Это всегда действенно, когда правительственный лидер может сказать, что он «дает гарантии». Я думаю, что Путин окажет большое влияние».