Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об отставке мэра Москвы Юрия Лужкова, занимавшего этот пост с 1992 года. Градоначальник осмелился вступить в открытую конфронтацию с Кремлем и лично президентом Медведевым. Тем не менее, ему, по-видимому, все же удалось сохранить негласную поддержку премьер-министра Владимира Путина.
"Я не собираюсь уходить в отставку по собственному желанию", - завил Лужков днем ранее, вернувшись из недельного отпуска в Австрии, где он отметил 74-й день рождения в кругу семьи. По многочисленным слухам, Кремль оставил за ним лишь выбор условий освобождения от занимаемой должности.
Действительно, на протяжении многих лет мэр Москвы вел себя как глава отдельного государства внутри России, подчеркивая свою независимость таким образом, что это в конце концов переполнило чашу терпения верхушки федеральных властей. Дело дошло до того, что он позволил себе открыто вмешаться в непростые российско-украинские отношения: его заявления о "русском городе Севастополе" и ряд других, не менее противоречивых суждений, в итоге сделали его на Украине персоной нон грата.
Ностальгия и ксенофобия
Однако это не было ни первой, ни последней провокацией со стороны Лужкова. На самом деле его косноязычные выступления довольно часто отражали чувства и желания наиболее консервативных слоев российского общества, которые до сих пор так и не смогли смириться с распадом советской империи. Эти люди одобряли как содержание, так и форму его политики, отдавая должное его авторитарному подходу, прямоте и нелюбви к дипломатическим изыскам. Эти люди одобрили и его предложение восстановить в Москве памятник основателю советской политической полиции Феликсу Дзержинскому или развесить в столице портреты Сталина по случаю 65-й годовщины победы над нацистской Германией. Эти люди разделяют его неприязнь к иммигрантам. Таких людей довольно много. Тем не менее, его ностальгия и ксенофобия стали в итоге неполиткорректны. Ведь федеральные власти не любят тех, кто делает громкие заявления. Во всяком случае, когда это происходит без их согласия, участия или перспектив политической выгоды.
В то же время позиции Юрия Лужкова зиждились, прежде всего, на популярности среди москвичей. На трех выборах мэра города он набирал порядка 70-90% голосов. Для многих жителей столицы он стал воплощением достижений постсоветского периода, таких как восстановление Храма Христа Спасителя или реконструкция стадиона "Лужники".
Кампания в СМИ
Тем не менее, казавшаяся несокрушимой цитадель столичного градоначальника заметно пошатнулась летом этого года, когда он сбежал из Москвы, тогда как москвичи задыхались в дыму лесных пожаров. Как он объяснил, его присутствие не было необходимостью, так как "все было под контролем", однако прозвучали эти слова явно не слишком убедительно и дали федеральной власти прекрасный шанс для наступления.
Российские СМИ, большинство из которых находятся под полным контролем государства, обрушились с яростной критикой на Юрия Лужкова и, как следствие, на его супругу Елену Батурину, самую богатейшую женщину страны. Апогеем информационной кампании стал транслировавшийся по телеканалу НТВ репортаж, с особым пристрастием раскрывающий все якобы коррупционные подробности жизни и работы супружеской пары.
В результате супруги подали иск по обвинению в клевете. До настоящего времени мэру Москвы удавалось выиграть все судебные процессы против тех, кто обвинял его в коррупции. Но на этот раз уверенность в подобном исходе меньше. Так, (беспрецедентное для России событие) московский суд отменил два наложенных мэрией запрета на публичные собрания. Одно из них касалось проведения гей-парада, тогда как второе – акции протеста против… Юрия Лужкова. "Данный вердикт может говорить о том, что либо мэр Лужков полностью утратил контроль над московской Фемидой, либо столичные судьи наконец-то решились следовать исключительно только букве и духу закона", - рассказал "Новым Известиям" правозащитник Лев Пономарев. Для тех, кто знаком с механизмом работы российского государства, первая гипотеза выглядит куда более убедительной…
Предвыборные игры
В любом случае, у Юрия Лужкова тоже было чем ответить президенту Дмитрию Медведеву. Так, он открыто обвинил его в плохом управлении страной, попытавшись доказать, что условия жизни в Москве (разумеется, благодаря Лужкову) гораздо лучше, чем в остальной части страны, которой руководят федеральные власти. Тот факт, что он позволил себе зайти так далеко в критике Кремля, бесспорно, объяснялся его расчетом на негласную поддержку Владимира Путина, который до сих пор воздерживался от каких-либо заявлений по данному вопросу. Не исключено, что учитывая президентские выборы, на которых он практически со 100% вероятностью выставит свою кандидатуру, он вряд ли расстроится, увидев, как Дмитрий Медведев потеряет лицо и подтвердит тем самым свою репутацию "слабака". Как заявил AFP политолог Михаил Виноградов, "Путин мог бы предстать в роли арбитра и предложить сторонам компромисс". Кроме того, Путину, несомненно, было бы полезно сохранить поддержку влиятельного клана Лужкова по крайней мере до будущих выборов. И затем 74-летний глава клана мог бы, наконец, уйти на заслуженный отдых. Или разделить судьбу еще одного богатого и амбициозного человека, Михаила Ходорковского.
Как бы то ни было, довольно маловероятно, что уход авторитарного, коррумпированного и ксенофобски настроенного мэра автоматически станет началом эры настоящей демократии, которая столь необходима России для развития в долгосрочной перспективе. С 2004 года губернаторы (мэр Москвы обладает тем же статусом) больше не избираются, а назначаются центральной властью. Самого Лужкова в 2007 году усадил в кресло градоначальника Владимир Путин. И в этом вопросе ничто не предвещает существенных изменений.