Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Настоящие двусторонние отношения

© POOL / Перейти в фотобанкЦеремония завершения строительства российско-китайского нефтепровода
Церемония завершения строительства российско-китайского нефтепровода
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существует ли вероятность того, что китайско-российские отношения внезапно испортятся? Не при нынешних обстоятельствах и не при нынешнем руководстве в двух странах. Но следует предостеречь. Обе страны наблюдают рост национализма – оборонительного в постсоветской России и более наступательного в Китае, которые чувствует свою новую силу и не забыл унижения, которым он подвергался в прошлом.

За последние два десятилетия, китайско-российские саммиты превратились в норму. Сегодня хорошие отношения с Пекином являются одним из важнейших и ценнейших активов внешней политики Москвы. Китай, вместе с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, является одним из важнейших партнеров России. Китайско-российские отношения основаны на принципах обоюдного уважения, суверенного равенства и взаимовыгоды. Это нельзя назвать иначе, как небольшим чудом. Москва и Пекин создали эту форму и живут в соответствии с ней, даже в то время как мощь Китая непрерывно росла, а Россия сталкивалась с огромным сложностями после развала Советского Союза.

Визит российского президента Дмитрия Медведева в Китая, скорее всего, внесет дополнительный вклад в этот прагматичный курс, в сердце которого лежит экономический обмен, особенно в сфере энергоресурсов.

Несмотря на то, что цена российского природного газа остается щекотливым вопросом для Китая, Газпром надеется, что к 2015 году начнет экспортировать газ в Китай. Если газопровод «Алтай» будет построен, его мощность будет сравнима с «Северным» и «Южным потоками», идущими из России в Европу. В следующем году «Роснефть» начнет экспортировать нефть в Китай через отвод от своего нового трубопровода ВСТО и создаст совместное предприятие с компанией CNPC по строительству нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, который станет крупнейшим китайско-российским проектом на сегодняшний день.

Кроме того, крупнейшая частная энергетическая компания России ЛУКойл планирует поставлять в западный Китай природный газ со своих месторождений в Узбекистане. Благодаря этим и другим шагам, российский экспорт энергоресурсов, до последнего времени ориентированный почти исключительно на Европу, будет диверсифицирован, а быстрорастущая экономика Китая получит доступ к огромным нефтяным и газовым запасам своего соседа.

Китай превратился в уверенного в своих силах азиатского и мирового игрока, и Россия считает сотрудничество с ним по региональным вопросам безопасности крайне важным. Значение Шанхайской организации сотрудничества вероятно вырастет в ближайшем будущем, и это может помочь решить проблемы с терроризмом в Афганистане и Пакистане, а также распутать узел ядерной проблемы Ирана. Ситуация в Средней Азии, от Ферганской долины до Памирских гор, также требует тесного взаимодействия между Москвой и Пекином.

Китай также является ключевым членом шестисторонних переговоров по ядерному вопросу Корейского полуострова, который также является поводом для российского беспокойства. По более широкому спектру вопросов мирового порядка и международного правления Пекин и Москва давно выступают за многополярность, территориальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела других стран. С начала 1990-х, Освободительная народная армия Китая является крупным клиентом российской военной промышленности.

Все это значимые двусторонние достижения. Но требуются настоящие усилия по ряду вопросов, чтобы эти отношения стали еще более полезными. России нужно найти способы диверсифицировать свой экспорт в Китай, который сегодня слишком завязан на природные ресурсы. Граждане Китая, работающие в России, должны получить надлежащий правовой статус. Диалог между китайскими и российскими элитами должен стать более глубоким и искренним, чтобы улучшить понимание и помочь установить доверие. Изучение китайского языка, истории и цивилизации молодыми россиянами должно быть резко расширено, и должно включать в себя программы академического обмена с китайскими университетами. Организацией нерегулярных «Годов Китая» и «Годов китайского языка» в России делу не поможешь.

Российскому политическому истэблишенту нужно изменить свое традиционное евроцентричное видение мира. Россия – это европейско-тихоокеанская страна, и значение тихоокеанского элемента растет вместе с подъемом Азии, за которым во многом стоит Китай. Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока является государственным приоритетом для России, и успех или провал этого предприятия станет отражением ее перспектив в 21-м веке.

После того, как в 2012 году во Владивостоке пройдет саммит АСЕАН, России следует превратить этот город в тихоокеанскую штаб-квартиру своего руководства. Владивосток нужно превратить в площадку для дипломатических контактов с азиатскими и тихоокеанскими странами и в бизнес-ворота к огромному региону.

Но среди всего этого, существует ли вероятность того, что китайско-российские отношения внезапно испортятся? Не при нынешних обстоятельствах и не при нынешнем руководстве в двух странах. Но следует предостеречь. Обе страны наблюдают рост национализма – оборонительного в постсоветской России и более наступательного в Китае, которые чувствует свою новую силу и не забыл унижения, которым он подвергался в прошлом. Этот феномен понятен с исторической точки зрения, но правительствам в Москве и Пекине следует сделать так, чтобы национальные чувства их граждан были конвертированы в конструктивный патриотизм, а не в деструктивную ксенофобию.

Несмотря на его очевидную значимость, Дмитрий Медведев станет лишь одним из примерно одного миллиона россиян, посещающих Китай каждый год. Это обычные люди, туристы и бизнесмены, ученые и художники, формирующие современные китайско-российские отношения. То, что началось как отношения между партиями, а сегодня является отношениями между государствами, трансформируется в отношения между народами. И это, несомненно, самые крепкие узы между соседними странами.

 

Дмитрий Тренин - директор Московского Центра Карнеги