Георгий Арбатов, служивший главным «американистом» в советской Коммунистической партии в последние десятилетия холодной войны и ставший «голосом» Кремля для целого поколения американских телезрителей, скончался в пятницу. Ему было восемьдесят семь лет.
Арбатов, по словам коллег из основанного и управлявшегося им Института США и Канады (Москва), болел раком.
Арбатов был советником у пяти генеральных секретарей Коммунистической партии, участвовал в переговорах между СССР и США по разоружению и прочим вопросам. Но основную значимость он приобрел, став связующим звеном между сверхдержавами в тот период, когда между ними возникла подозрительность, недопонимание и прямая враждебность.
Он был одним из первых советских государственных деятелей, обратившихся к представителям правительственных, промышленных и научных кругов США. Пользуясь английским языком, которым он владел свободно, Арбатов пытался донести до американцев ход мысли отделенного от внешнего мира советского руководства, явно не представлявшего, как оказывать влияние на общественное мнение в Америке. Он регулярно давал интервью американскому телевидению и постоянно появлялся в эфире таких телепередач, как, например, Nightline.
Арбатов налаживал связи со всеми — от президентов США до баптистского священника Билли Грэма (Billy Graham), как-то назвавшего коммунизм порождением Сатаны. Посетивший в 1982-м году Москву Грэм, проговорив с Арбатовым более трех часов, сказал: «Я пообщался здесь с одним прекрасным государственным деятелем».
Как бы Арбатов ни любил США, он умел пламенно критиковать внешнеполитический курс нашей страны, и многие в официальном Вашингтоне зачастую считали его очередным напыщенным распространителем пропаганды. Однажды вечером он появился в эфире телекомпании CBS и сказал ведущему Дэну Разеру (Dan Rather), что один отставной американский генерал, тоже присутствовавший в эфире, говорит «чушь собачью».
Временами у Арбатова возникали проблемы с получением визы в США, судя по всему — из-за того, с какой жесткой критикой он выступал, особенно в адрес президента Рональда Рейгана. Арбатов говорил, что администрация Рейгана ведет «кампанию по демонизации, дегуманизации второй стороны».
Но, несмотря на все свое торжественное озвучивание советской позиции, сам Арбатов считал себя реформатором и в кулуарах подталкивал Кремль к улучшению отношений с США, к разоружению и к снятию ограничений на экономическую деятельность.
О своей роли в прошедших событиях он рассказал в книге воспоминаний, вышедшей на английском в 1992-м году под заголовком «Система, или Взгляд изнутри на советскую политику». Арбатов писал, что коренные перемены, вызванные в конце 1980-х последним советским лидером Михаилом Горбачевым, стали возможными лишь потому, что такие, как он, работали «с внутренней, а не с внешней стороны системы».
«Я сберег свою честь», — написал Арбатов.
В субботу, давая интервью, преемник Арбатова на должности директора Института США и Канады Сергей Рогов сказал, что его предшественник поучаствовал в обуздании радикально настроенной части советского руководства, занимавшей крайне антиамериканскую позицию.
«Он жил по правилам, установленным системой, то есть прекрасно знал, за какие рамки нельзя заходить публично, и соблюдал очень большую осторожность, — рассказывает Рогов. — Но внутри этих рамок он, пожалуй, больше, чем кто-либо другой, стремился выделиться».
Оставив руководство институтом в 1995-м году, Арбатов продолжил работу — читал лекции и писал статьи, сидя в своем кабинете, тонущем в беспорядке и заваленном книгами. От марксизма он не отрекся, лишь объявил, что его взгляды эволюционировали в сторону социал-демократии европейского образца.
Экономические реформы, проведенные в 1990-х первым российским президентом Борисом Ельциным, были Арбатову ненавистны. По его мнению, из-за них все богатство страны было сосредоточено в руках олигархов, а самое существование среднего класса было подорвано. В последние годы он выражал недовольство действиями непосредственного наследника Ельцина Владимира Путина, так как он мешал развитию зарождающейся в стране демократии.
Сын Арбатова Алексей пошел по стопам отца и стал известным ученым, специалистом по разоружению. Еще жива и жена Арбатова Светлана.
Георгий Аркадьевич Арбатов (полное имя) родился 23 марта 1923-го года в Херсоне (сейчас это юг Украины). Его отец пострадал от сталинских репрессий, некоторое время был под арестом, но не погиб.
Арбатов служил в Советской армии во время Второй мировой войны, а затем окончил Московский государственный институт международных отношений. Работал журналистом и советником партии, а в 1967-м году основал Институт США и Канады. Также он был членом Центрального комитета Коммунистической партии.
Арбатов внимательно следил за развитием международного положения; похоже, что он одним из первых понял, какими будут непредвиденные последствия окончания холодной войны. По его мысли — СССР проиграл, но США тоже был нанесен удар, потому что теперь у них не было конкретной страны, которую можно было бы считать главным врагом и консолидирующим началом.
По его словам, США лишились «Врага с большой буквы».