Французский президент Николя Саркози планирует предложить новую схему сотрудничества в области экономики и безопасности между Европой и Россией во время предстоящей в этом месяце встречи в Довиле с российским президентом Дмитрием Медведевым и германским канцлером Ангелой Меркель, сообщил в пятницу высокопоставленный французский чиновник.
Речь идет о создании единой зоны сотрудничества в области экономики и безопасности, которая позволит сблизить Россию и Европу независимо от Организации Североатлантического альянса. Между тем, НАТО предстоит в ноябре важный саммит, на котором должна быть принята ее новая стратегическая доктрина, и американским официальным лицам не нравится идея проведения на этом фоне переговоров Франции и Германии с Россией о проблемах безопасности без участия Соединенных Штатов.
«Мне интересно, с каких пор вопросы европейской безопасности стали чем-то, что не должно волновать Америку и будет решаться между Европой и Россией? – спрашивает высокопоставленный американский дипломат, согласившийся говорить на условиях анонимности. – После того, как мы 70 лет находились в самом центре европейской безопасности, странно слышать, что она не должна больше нас волновать».
Тем не менее, значение НАТО, которая с трудом сохраняет единство, ведя борьбу с Талибаном в Афганистане, по-прежнему остается под вопросом, а Россию многие воспринимают как естественную часть Европы и важного, хотя и непростого, союзника по таким проблемам, как Иран или глобальный терроризм.
В ноябре к Франции перейдет председательство в «Большой двадцатке», что также будет обсуждаться 18-19 октября в Довиле. Г-н Саркози планирует ряд инициатив, позволяющих перенаправить организацию с борьбы с кризисом на долговременное сотрудничество между ведущими экономиками.
Для этого он больше года проводил консультации с представителями Китая по таким болезненным вопросам как обменные курсы. Он также обсуждал с ними свою амбициозную идею создания новой мировой финансовой системы, которая должна включать в себя структуру, координирующую колебания курсов основных валют.
Идея новой «архитектуры безопасности» для Европы была выдвинута г-ном Медведевым. Он считает, что она больше соответствует миру после холодной войны, чем Атлантический альянс и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Представители Америки скептически отнеслись к этой идее, заявив, что они не согласятся на меры, которые ослабят альянс или организацию. Вместо этого они рассчитывают вовлечь Россию в более тесное сотрудничество с НАТО.
Однако г-н Саркози в прошлом уже заявлял, что Россия сейчас - партнер Запада, а не угроза ему, и что с ней надо обходиться соответствующим образом. На этом основании он выступил за продажу России способных нести танки и вертолеты французских кораблей класса «Мистраль», несмотря на опасения Грузии и стран Прибалтики по поводу того, что Россия может с помощью этих кораблей расширить свою зону влияния.
«Мистрали» - лишь часть французской кампании по наведению мостов с Россией, направленной на расширение деловых связей с богатым нефтью и газом восточным соседом.
Сейчас две страны совместно запустили программу «Год Франция-Россия» - гигантскую кампанию по взаимной рекламе, подразумевающую 400 культурных мероприятий и множество политических визитов на высоком уровне.
Г-н Саркози известен своей привычкой выдвигать масштабные идеи, которые далеко не всегда приносят плоды. Последней такой его инициативой был Средиземноморский союз – проект сотрудничества для стран средиземноморского бассейна.
В собственной стране он сейчас сталкивается с серьезными политическими проблемами. У него низкие рейтинги, с его именем связан ряд скандалов, а его намерение повысить минимальный возраст выхода на пенсию вызвало череду протестов. Он рассчитывает, что председательство в «Большой двадцатке», а также переходящее к нему в январе председательство в «Большой восьмерке» улучшат его международные позиции и укрепят его репутацию среди французов как мирового лидера в преддверии предстоящих в 2012 году выборов президента.
Как глава «Большой двадцатки» г-н Саркози намерен просить глав отдельных стран провести ряд рабочих семинаров по ключевым вопросам, которые должны завершиться саммитом в конце годового срока его председательства. В частности, обсуждаться должны вопросы о стабилизации обменных курсов и сырьевых цен.
Семинары должны проходить в нескольких странах. Г-н Саркози неоднократно говорил о необходимости нового Бреттон-Вуда - конференции 1944 года, создавшей систему фиксированных валютных курсов.
Сейчас, впрочем, он говорит не о фиксированных курсах, а о координации и о большем вовлечении Китая в международную систему, с тем, чтобы Пекин взял на себя ответственность, соответствующую его нынешнему положению.