ВАШИНГТОН - Самое главное, что и Сербия и Косово смогут двигаться в направлении членства в ЕС. Обе страны, при этом, должны осознавать тот факт, что прогресс одной из них в достижении этой цели зависит от прогресса другой, заявил в интервью "Политике" бывший высокопоставленный чиновник Госдепартамента США Джеймс О'Брайен, которому хорошо известен регион Сербии и бывшей Югославии, и которого сложно назвать здесь чужым.
В девяностые годы О'Брайен был советником госсекретаря США Мадлен Олбрайт, а потом, в качестве специального посланника президента Билла Клинтона на Балканах, он был важным участником многих ключевых моментов распутывания драмы, вызванной распадом Югославии: в подготовке Дейтонского соглашения и создании Гаагского трибунала. Он также был одними из первых на Западе, кто после революции 5 октября вышел на связь с новым правительством и новоизбранным президентом Югославии Воиславом Коштуницей.
- Сегодня Вы один из лидеров в Albright Stonebridge Group, которая предлагает свой человеческий капитал к услугам клиентов, которые хотят наладить связи в "развивающихся" странах мира, включая страны Центральной и Восточной Европы и Ближнего Востока. Госсекретарь США Хиллари Клинтон скоро отправится в Белград и Приштину. Какова, по вашему мнению, цель этого визита?
- Прежде всего, это укрепит общественное мнение о том, что эта часть света остается важной для Соединенных Штатов. Как вы заметили в одной из своих последних статей, Соединенные Штаты сталкиваются с многочисленными проблемами, которые государственному секретарю сегодня необходимо решать.
Для Америки, однако, важно, чтобы вся Европа была единой и свободной. До тех пор, пока все страны на Балканах не станут частью безопасного европейского соседства, которое, мы надеемся, подразумевает членство в ЕС и в НАТО, континент не будет безопасным в той мере, в которой он должен быть.
Сегодня в вашей части света мы не можем быть настолько влиятельными, как были в девяностые годы, но в то же время это здоровый показатель, подтверждающий, что многие проблемы в регионе становятся политическим, а не решаются с помощью силы.
- Ожидается, что вскоре начнутся переговоры между Белградом и Приштиной по практическим вопросам. Каковы, по вашему мнению, шансы, что долгосрочное решение одной из нерешенных проблем на Балканах будет найдено? Решение, которорым бы и Сербия и Косово были одинаково довольны - или не довольны?
- Предстоящие переговоры являются важным шагом на пути к евроинтеграции Сербии и Косово. Поэтому они очень важны в качестве доказательства, что обе стороны могут сотрудничать как соседи, что, на мой взгляд, включает в себя и практические вопросы - счета за коммунальные услуги, телефонную связь и многое другое. Это включает в себя вопрос о сербах в Косово, и защиту исторических и религиозных памятников в Косово.
Это вещи, о которых соседи в Европе говорят друг с другом. Это вопросы не национального суверенитета, а договоренности о практических мерах. Поэтому переговоры будут полезными для всеобщего процесса. Но я не уверен, когда они начнутся, ведь в Приштине может стартовать сезон выборов, или может быть начнутся выборы в Белграде, но рано или поздно это должно произойти. Я не уверен даже, что это принесет какие-либо масштабные соглашения, но это будет возможностью для обеих сторон понять позиции друг друга и приступить к совместной работе. Без этого ни один из них не сможет вступить в Европейский Союз.
- Учитывая, что основным посредником в этот раз будет ЕС, какой может быть роль США в этих переговорах?
- Я думаю, что участие США очень важно. У нас действительно особая роль в регионе, особенно что касается албанского населения. Мы работали с ЕС в девяностые годы, а вопрос, кто модерирует, это всегда вопрос текущей динамики и конкретной ситуации. В этом случае вполне уместно, что Европа возглавляет процесс, потому что, по моему мнению, будущее континента в сильном ЕС, в котором и Сербия и Косово находятся на равне с другими странами региона.
Ошибки Америки
- Как вы думаете, какие самые большие ошибки Америка допустила на Балканах в последние 20 лет?
- Мне жаль, что Соединенные Штаты не были более активными, и что не реагировали быстрее, когда Югославия стала распадаться. Я считаю, что мы не вполне осознавали, сколько насилия это повлечет и насколько эффективнее бы были мирные методы, которые мы могли применить.
Было бы хорошо, если европейская перспектива региона была представлена гораздо раньше, но в 1995 не было никакой возможности говорить о Сербии как стране-члене ЕС. Мы могли бы иметь более комплексный подход к Боснии и Косово, а не решать проблемы уже тогда, когда они возникли. Мы могли бы весь регион рассматривать в более широком европейском контексте. И это еще одно доказательство, что правильные решения приходят лишь через несколько лет ...