С момента своего создания в Осло почти двадцать лет назад израильско-палестинский мирный процесс заходил в тупик вследствие дисфункциональности политических систем обеих сторон. Лидерство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху серьезно скомпрометировано, поскольку оно стало заложником невозможной коалиции и поселенческого движения независимых фанатиков. Его палестинские коллеги вряд ли находятся в лучшем положении.
Сегодня клика, которая окружает палестинского президента Махмуда Аббаса, воплощает горький обман, который для палестинцев означает мирный процесс, начавшийся с заключения соглашения в Осло. Кроме того, палестинские власти по-прежнему не представляют большинство палестинцев и не правят демократическим путем.
Президентский срок Аббаса истек, и выборы постоянно откладываются. Премьер-министр ПА Салам Файяд, как и его коллеги из Хамаса в секторе Газа, правит на основе чрезвычайных полномочий, держит парламент в бездействии и заглушает оппозицию. Без институциональной демократической легитимности ПА вынуждена полагаться на свои силы безопасности, а также на силы оккупантов, Израиля, чтобы обеспечить выполнение своей воли.
Конечно, на протяжении всей истории национально-освободительные движения были вынуждены делать маргиналами собственных радикалов и фанатиков, чтобы достигнуть Земли Обетованной. Так было с сионизмом, итальянским Рисорджименто, а в последнее время с католиками в Северной Ирландии. Но никогда изгнанная фракция в действительности не представляла демократически избранное большинство. Мирный процесс, задуманный как средство ослабления и изоляции победителей выборов ‑ Хамаса – вряд ли получит поддержку.
Как и Джордж Буш младший, президент США Барак Обама ограничивает свою дипломатическую деятельность в основном друзьями, а не противниками. Это более, чем что-либо другое, объясняет растущий разрыв между мнением арабской общественности и администрацией Обамы.
Предположение – благодаря архитекторам текущего процесса ‑ что мир может быть достигнут путем вбивания клина между «умеренными» и «радикалами», является фатальным заблуждением. Парадокс в этом случае двойной. Переговоры ведутся не только с нелегитимными «умеренными», но именно вследствие дефицита их легитимности умеренные вынуждены уступать в основных вопросах, чтобы радикалы не назвали их предателями.
Опасный дефицит легитимности палестинских переговорщиков – и, в действительности, дезориентация всего палестинского национального движения – является отражением возвращения ООП к дням, предшествующим Арафату, когда она была инструментом арабских режимов, а не автономным движением. Сегодняшним переговорщикам был дан зеленый свет Лигой арабских государств, а не избранными представителями палестинского народа.
Поддержка Обамой требований премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, чтобы Израиль признали еврейским государством, а также чтобы принимались его требования безопасности, «я буду удивлять, и готов на все ради этого», сделали текущий процесс возможным. Но максимальная безопасность ‑ например, невыносимо долгий график вывода войск, необоснованные территориальные претензии, подносимые как требования безопасности, израильское присутствие в долине реки Иордан, а также полный контроль над палестинским воздушным пространством и электромагнитным спектром – неизбежно столкнется с палестинским пониманием того, что влечет за собой суверенитет.
Для Нетаньяху создание палестинского государства означает конец конфликта, а также окончание претензий. Возобновляя требования Израиля на признание его государством еврейского народа, он вынуждает палестинцев еще больше настаивать на учредительных проблемах конфликта, в первую очередь на так называемом «праве на возвращение» палестинцев, которые бежали или были изгнаны после обретения Израилем независимости в 1948 году.
Аббас слишком слаб и скомпрометирован, чтобы принять какое-либо окончательное урегулирование, с которым может согласиться Нетанияху. Арафат установил стандарты относительно того, что приемлемо, а что нет, и Аббас не может позволить себе роскошь от них отклониться. Как он признался в недавнем интервью палестинской газете «Аль-Кудс», если под давлением он уступит по таким священным палестинским принципам, как беженцы, Иерусалим и границы, ему «придется собрать свой чемодан и уехать».
Не исключено, что при участии Хамаса соглашение могло бы положить конец оккупации, если не самому конфликту. Другими словами, такой процесс будет касаться вопросов 1967 года ‑ определение границ (включая Иерусалим), вывод и демонтаж поселений, применение мер безопасности, а также принятие палестинцами полной ответственности управления – отправляя на полки будущего вопросы 1948 года.
Хамас является гораздо более удобным партнером для такого урегулирования, чем ООП. Как ни странно, у Хамаса и Израиля, возможно, больше точек соприкосновения, чем у Израиля и ООП. Израиль хочет положить конец конфликту, но не в состоянии заплатить установленную цену, в то время как Хамас может лучше согласовать свою идеологию с мирным соглашением с Израилем, если оно не будет определено как окончательное.
Окончание конфликта, как и требование того, чтобы Израиль был признан еврейским государством, представляет собой концепцию, которая приобрела излишне мифический смысл. Вместо того чтобы настаивать на том, чего палестинцы не могут дать, Израиль должен сосредоточить внимание на том, что имеет важное значение: международную легитимность своих границ. Резолюция ООН №181 1947 года уже признала Израиль еврейским государством. И даже если палестинские переговорщики согласятся прекратить конфликт раз и навсегда, вероятность того, что все палестинские группировки будут соблюдать такие условия, равняется нулю.
Вне зависимости от того, какой будет выбран путь, сегодня большой вопрос заключается в загадке, которую представляет Биби Нетаньяху, с претензией на Черчилля, который считает, что его миссия состоит в разрыве конструкции зла новой иранской империи шиитов, нечто, что требует доброй воли международного сообщества и, в частности, администрации Обамы. Совсем ненадуманны предположения, что Нетаньяху, в конце концов, просчитал, что если он хочет больше пространства для маневра в отношениях с Ираном, он должен участвовать в мирном процессе с палестинцами.
Но в таком случае, истинная цель Биби может состоять в «обездвиживании» Ирана, а не в мирных отношениях с независимой Палестиной.
Шломо Бен-Ами, бывший министр иностранных дел Израиля, в настоящее время является вице-президентом Международного центра за мир в Толедо и автором книги «Шрамы войны и раны мира: израильско-арабская трагедия»