Государства Персидского залива увеличивают покупки вооружений у Соединенных Штатов перед лицом восходящего Ирана и других региональных угроз. Эти соглашения подчеркивают, насколько важны, по мнению Вашингтона, его союзники в Заливе в деле сдерживания Ирана.
Какие сделки проводятся в данный момент?
По информации Главного бюджетно-контрольного управления США, с 2005 по 2009 год США продали государствам Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман и Кувейт, вооружений на сумму до 37 миллиардов долларов.
Недавняя американско-саудовская сделка, которая вскоре должна быть представлена на одобрение Конгресса, может стоить до 60 миллиардов долларов.
В нее входят 84 новых реактивных истребителей Boeing F-15, а также модернизация еще 70 истребителей и три типа вертолетов – 72 вертолета Black Hawk, 70 машин Apache и 36 вертолетов Little Bird.
Кроме того, представители США обсуждают соглашение о модернизации саудовского флота стоимостью в 30 миллиардов долларов.
США также ожидают, что в следующем году будет достигнуто соглашение о продаже ОАЭ системы противоракетной обороны Theater High Altitude Area Defense стоимостью около 7 миллиардов долларов.
Россия также является крупным поставщиком вооружений на Ближний Восток. В 2007 году Москва согласилась продать Сирии противокорабельные крылатые ракеты П-800. Израиль всячески противился сделке, высказывая беспокойство о том, что ракеты могут попасть в руки базирующейся в Ливане группировки Хезболла.
В сентябре Россия заявила, что осуществит сделку. Однако она отменила свое 800-миллионное соглашение продать Ирану зенитные комплексы С-300, сказав, что сделка станет нарушением санкций ООН. За последнее десятилетие Тегеран приобрел российского оружия более чем на 5 миллиардов долларов.
Как сделки по вооружениям помогают интересам США?
Многие утверждают, что основной причиной американско-саудовской сделки стала обеспокоенность по поводу растущей силы Ирана – и подозрения о том, что он разрабатывает ядерное оружие. США все больше обеспокоены Ираном и видят в государствах Залива – особенно, в Саудовской Аравии – ключевых партнеров по сдерживанию исламского государства.
Сделка между США и Саудовской Аравией является напоминанием иранцам о том, что если Тегеран приблизится к созданию ядерного оружия, «ответом станет такое укрепление региональных соперников и врагов, что позиция [Ирана] будет ослаблена», - говорит Томас Липпман (Thomas Lippman), внештатный старший научный сотрудник по ближневосточным исследованиям в вашингтонском Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations).
Она также может убедить саудовцев не стремиться к созданию своего собственного ядерного оружия.
«Часть стратегии администрации Обамы состоит в том, - добавляет г-н Липпман, - чтобы убедить саудовцев, что мы можем решить их проблемы с безопасностью без их превращения в ядерное государство».
Сделка также может привести к созданию новых рабочих мест, и поддержит как минимум 75 тысяч рабочих на заводах компаний Boeing и United Technologies.
Что получают арабские государства?
Помимо укрепления военного потенциала государств Персидского залива, недавние сделки цементируют отношения в области безопасности между США и этими странами, формирующими региональный блок, известный как Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council).
«Мне кажется, что все уже поняли, что США гарантировали «оборонительный щит» для государств Совета, - говорит Теодор Карасик (Theodore Karasik), директор по исследованиям и развитию базирующегося в ОАЭ Института военной аналитики на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива. – В конечном счете, их безопасность гарантирована».
Продажа современного оружия Саудовской Аравии означает, что отношения с США, завязанные на текущий ремонт и обучение, будут продолжаться не менее десяти лет, связывая два государства во взаимозависимые отношения, говорит Энтони Кордсман (Anthony Cordesman) из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) в Вашингтоне.
Но д-р Карасик советует не концентрировать все внимание исключительно на иранском факторе. Он говорит, что государства Персидского залива просто оценивают свои нужды в области национальной безопасности и разрабатывают планы по удовлетворению этих нужд «по всему спектру угроз».
«Перед всеми членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива стоят различные государственные и негосударственные угрозы, - говорит Карасик. – Они могут варьироваться от государственных угроз, вроде Ирана, до негосударственных угроз, как, например, мятежники-хути (Houthi) (в северном Йемене) или Аль-Каида или другие террористические организации, которые могут появиться. Это включает в себя, например, пограничный контроль, подразумевающий охрану воздушного, наземного и морского пространства вокруг страны».
Например, вертолеты, заказанные Саудовской Аравией, будут полезны в борьбе против мятежников-хути, которые уже вступали в столкновения с Саудовскими силами на границе с Йеменом. «То, что они делают, довольно логично, - говорит он. – Это не вынужденная трата денег. Это все очень серьезно продумано».
Насколько хорошо государства Залива использовали подобные вооружения в прошлом?
Саудовская Аравия уже использует американские ракетные комплекс Patriot и реактивные истребители F-15. Она показала себя достаточно искусной в управлении этими системами вооружений, говорит д-р Кордсман. Хотя у саудовского королевства были кое-какие проблемы с вооружениями, «проблемы бывают у всех, включая США», говорит он.
Карасик характеризует показатели Саудовской Аравии как «очень хорошие», хотя он и говорит, что «могут возникнуть проблемы с личным составом и устойчивым развитием».
Произошел ли в покупках вооружений сдвиг?
Хотя недавние сделки по вооружениям с государствами Персидского залива могут показаться крупным событием, аналитики говорят, что глобальный рынок вооружений цикличен, и разные страны начинают наращивать вооружения в разное время, по мере того как меняется в их представлении обстановка и связанные с ней угрозы.
Кордсман говорит, что в мировых закупках вооружений не произошло никаких крупных сдвигов, хотя страны Персидского залива и начинают проявляться как важные импортеры, потому что у них нет собственного производства. В то же время европейские страны сокращают свои вооружения, перекашивая рынок.
Карасик говорит, что недавние приобретения вооружений государствами Залива являются частью долгосрочной стратегии. Даже после того, как сделки будут утверждены, потребуются годы, чтобы провести обучение и развернуть приобретенные системы вооружений. «Не бывает так, что вы что-то купили и сразу же получили», - говорит он.