Четвертая годовщина смерти журналистки Анны Политковской вновь заставила западные СМИ рассуждать о положении журналистики в России, вспоминать дела, связанным с насильственными преступлениями против корреспондентов.
Репортаж Кэти Лалли из газеты Washington Post повествует об акции, которую провели правозащитники и сочувствующие в день гибели Политковской: пришли писатели, актеры, выживший заключенный ГУЛага, которые критиковали правительство и особенно премьер-министра Владимира Путина. Они требовали сведений о том, почему погибла Политковская и множество других людей, почему убийц находят так редко и почему власти не реагируют на требования. «Российских журналистов убивают потому, что для властей самое страшное слово - это правда», - говорит шахматный гроссмейстер Гарри Каспаров. По словам одного из присутствующих, «в России нет демократии, и никакой второй волны нет», вслед за первой, ельцинской.
Накануне годовщины французские правозащитники провели акцию протеста против уничтожения свободы слова в России, сообщает Русская служба RFI. В Париже на площади Защиты прав человека около 80 активистов из правозащитных организаций «Международная Амнистия» и «Репортеры без границ» выстроились по принципу римской «черепахи», сомкнув между собой боевые щиты с надписью «Россия: убитая свобода». Радио напоминает: в рейтинге стран мира, в которых в 2009 году было убито наибольшее количество сотрудников СМИ, Россия заняла пятое место – сразу после Филиппин, Ирака, Сомали и Пакистана. И при этом с горечью замечает, что европейские страны-партнеры России закрывают глаза на поведение российских властей по отношению к гражданам своей страны, а это ставит под удар не только права человека в России, но и во всем мире. Но проблема видится и в другом - большинство социальных групп в России мало обеспокоены проблемой свободы прессы и преследованием независимых журналистов. На что, однако, глава европейского отдела организации «Репортеры без границ» Эльза Видаль отвечает, что упрекать российских граждан в пассивности, а журналистов – в самоцензуре, нельзя: практика показывает, что за критику власти в России можно поплатиться не только здоровьем, но и жизнью.
Досрочная отставка мэра Москвы Лужкова и последовавшие за этим события продолжают занимать внимание прессы.
Украинское информагентство УНИАН уличает большинство исследователей этой ситуации в том, что они абсолютное упорно обходят молчанием немаловажный факт, что отставка Лужкова, вне зависимости от всех нюансов, очень естественно вписалась в общую цепь событий, происходивших в России: «кадровая зачистка». За какие-то полгода из российской политики ушли президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Башкортостана Муртаза Рахимов, затем публично объявил об отказе выдвигаться на очередной срок президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов – напоминают журналисты, приводя некоторые причины, почему «дуумвират» инспирировал радикальную ротацию «несменяемых кадров» именно сейчас.
Американскому каналу CNN удалось взять интервью у экс-главы Москвы, в котором Лужков заявил, что не знает, какой сейчас симбиоз у президентско – премьерского тандема: «Для меня не так важно, кто из них принимает решения и как они координируют их друг с другом. Меня волнует другое, пожалуй, нечто более важное для России и всего мира: мы теряем демократию в своей стране. Я написал президенту письмо - не в поддержку себя самого, а со словами о том, что свободе слова в нашей стране брошен серьезный вызов, и не только ей, но и другим главнейшим демократическим принципам. Даже по сравнению с ельцинской эпохой наша страна изменилась, и очень во многом». Отвечая на вопрос о том, как он видит свое будущее, бывший чиновник ответил, что из политики уходить не собирается – создаст общественное движение для борьбы за восстановление свободных выборов губернаторов регионов России и мэров Москвы и Санкт-Петербурга. Слухи о том, что он собирается эмигрировать, Лужков опроверг.
Процесс демократизации в России наступит после централизации, сменившей феодализм, с которым уже почти покончено – заявил глава московского аналитического центра, Института современного развития, советник Медведева Игорь Юргенс на встрече в Вене в австрийской ассоциации внешней политики и ООН. Об этом сообщает австрийское издание Der Standard. Именно Юргенс предложил Медведеву повторно ввести прямые выборы губернаторов. Но не является ли само увольнение мэра президентским указом демонстрацией централизации и феодализма, спрашивает издание.
Итальянская газета il Foglio говорит, что каждый раз, как НТВ показывает документальный фильм о каком-нибудь политическом лидере, это означает, что ему предстоят трудные времена. Этот телевизионный канал принадлежит Газпрому, кремлевскому агентству по энергетике. Прежде чем стать президентом России, Медведев долгое время был номером два в этой компании. Передачи НТВ всегда вызывали дискуссии, еще с тех пор, когда канал принадлежал магнату Владимиру Гусинскому. Сегодня самыми популярными и самыми удачными с политической точки зрения стали передачи, которые касаются некоторых лидеров, поссорившихся с Медведевым и его могущественным премьером Путиным. Достаточно спросить об этом у Лужкова, который пал жертвой одной из таких передач. После того, как он раскритиковал главу Кремля и некоторые планы правительства, по НТВ была показана передача, посвященная жизни первого гражданина столицы и его жены Елены Батуриной, самой богатой женщины России. Популярность Лужкова немедленно упала, и Медведеведу ничего не оставалось, как только уволить его.
Интересны два аналитических материала, в которых эксперты по Европе излагают свои наблюдения относительно политическо-экономической ситуации на европейском пространстве, о настроениях и тенденциях, царящих там, и об изменении в идеологических склонностях европейцев.
Бывший представитель США в НАТО, ныне работающий в Центре трансатлантических отношений, Курт Волкер в Washington Times «препарирует» Центральную Европу, жители которой «славятся своим стойким пессимизмом» и менталитетом «стакан наполовину пуст». Автор признает, что помимо природного пессимизма гнетущее настроение в этих странах создают и события в Центральной и Восточной Европе, где снова набирает силу национализм, где крайне трудно поколебать существующую коррупцию, где произошла трагедия с гибелью многих представителей польской элиты во время авиакатастрофы под Катынью, и где финансово-экономический кризис наносит удар за ударом по уязвимому и незащищенному населению. Тем не менее, изменить ситуацию вполне под силу, если активно сотрудничать с США, разработав жесткую программу действий. «Мы не можем себе позволить жалобы и взаимные упреки. Вашингтон и Центральная Европа должны вместе засучить рукава и взяться за дело», - призывает Волкер.
Наравне с «новой» Европой, север этой части света тоже испытывает свои трудности и сталкивается с проблемами. Одну из них, немаловажную, Ян Бурума, профессор демократии и прав человека в Бард-колледже, видит в том, что «Европа поворачивает направо». «Что же случилось с добрыми европейцами, этими прекрасными людьми из маленьких северных стран, которым всегда нравилось думать о себе как о мировых чемпионах свободы и терпимости?», - вопрошает он в материале на портале Project Syndicate, признавая, что, конечно, многие либеральные европейцы все еще живы и хорошо себя чувствуют, но сначала в Дании, затем в Нидерландах, а теперь и в Швеции нелиберальным популистским партиям, раздувающим страх перед иммигрантами ‑ в особенности иммигрантами-мусульманами ‑ удалось получить достаточно власти, чтобы установить или, по крайней мере, повлиять на политические повестки дня своих стран. Ученый предупреждает, что европейский популизм, сосредоточенный преимущественно на исламе и иммиграции, может мобилизовать больший гнев против элит, выражаемый людьми, которые чувствуют себя непредставленными или боятся быть оставленными за бортом экономических отношений. И обычного продвижения идеи многокультурности для решения этого вопроса уже будет недостаточно – нужна продуманная политика управления иммиграцией.
«Россия в состоянии застоя?» - с таким заголовком на этот раз вышла колонка Марка Адоманиса для ИноСМИ. Автор пишет, что «западные экономисты заразились новым «вирусом разума», заявив, что Россия находится в состоянии застоя. Почему они называют «застойным» то, что по любым статистическим меркам застойным не является, спрашивает он и тут же находит ответ: «Учитывая огромную разницу между двумя системами прошлого и настоящего, становится совершенно ясно, что эксперты, непосредственно сопоставляющие Российскую Федерацию 2010 года и Советский Союз 1970-х годов, занимаются искажением: им не нравится Владимир Путин и его система (это, безусловно, их право), и поэтому они истошно вопят о ее неминуемом крахе». Адоманис согласен со многими элементами критики в адрес российской экономики – она слишком забюрократизирована, слишком централизована, в ней чрезмерно велика управляющая роль государства, она коррумпирована. При этом он настоятельно не советует России поддаваться человеческому соблазну и не начинать платить Западу той же монетой: «Не надо пользоваться его тактикой, создавая собственную версию бессодержательной и громкой риторики Запада и его неприкрытых двойных стандартов».