Несколько дней тому назад, а если быть более точными, то именно в то время, когда в Эквадоре была предпринята попытка государственного переворота с целью свержения президента Рафаэля Корреа (Rafael Correa), в Национальном университете Ланус (Буэнос-Айрес) проходил чрезвычайный съезд по проблеме Мальвинских островов. Его участники ещё раз заявили о суверенном праве Аргентинской республики на этот архипелаг, расположенный на южной оконечности континента.
На первый взгляд, эти два события достаточно разные, но в итоге получается, что это не совсем так. Давайте разберёмся. Говоря о Мальвинских островах, выступавшие напомнили об имперском, даже скорее пиратском способе, с помощью которого Великобритания завладела в 1833 году этими островами, и о том, как она пустила туда свои щупальца, не обращая ни малейшего внимания на требования Аргентины.
И, разумеется, вспомнили военную авантюру 1982 года, когда пришедшее к власти в результате военного переворота правительство генерала Гальтьери (Galtieri) попыталось силой оружия вернуть острова, надеясь на то, что поддержка США удержит Маргарет Тэтчер от того, чтобы удерживать эти колониальные завоевания. Одновременно предполагалось, что правительство Гальтьери обретёт некую законность, поскольку отстаивает давнее требование Аргентины.
Однако затея Гальтьери обернулась против него самого. Никакой поддержки США ему не оказали (да и как они могли её оказать, если вспомнить историческую связку Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, одержимых припадком неолиберализма!) Кроме того, Железная леди оказалась достойной наследницей Дрейков и Куков, направив отряд военных кораблей к малюсеньким островам, расположенным в 14 тысячах километров от Великобритании. Как явствует из рассекреченных впоследствии документов, некоторые американские военнослужащие ввели в заблуждение своих аргентинских коллег заверениями о том, что Рональд Рейган окажет им поддержку с целью установления впоследствии трёхсторонней администрации на Мальвинских островах.
С точки зрения исторической перспективы это предположение не выглядит слишком необычным, поскольку сегодня утверждают, что в этой зоне сосредоточены одни из самых крупных в мире нефтяных месторождений. Ну и британцы, конечно же, уже начали вести там разведочные работы.
На съезде-семинаре, проходившем в Университете Ланус, присутствовало большое количество представителей интеллигенции из стран Южного конуса и Венесуэлы (и в виде исключения, автор этих строк, мексиканец, который выбился из общей струи), политических и профсоюзных руководителей. Этот форум стал ещё одним наглядным (и эмоциональным) свидетельством не только врождённого стремления к единству всех народов Латинской Америки, но также конкретной политической воли, направленной на достижение этой цели, на превращение мечты в реальность.
Должен сказать, что по этому и другим вопросам южноамериканские страны и Мексику разделяет целая пропасть. В течение долгих лет наша страна находилась на передовой линии борьбы против империалистического закабаления, а теперь мы с горечью наблюдаем, как наша политика становится всё более размытой, как мы перестали участвовать в действиях стран Юга и примкнули к Северу. Но не к достойному и уважаемому Северу, находящемуся по другую сторону от Юга. Мы стали презренной южной оконечностью Севера и всё ещё спорим о том, связано ли наше будущее с открытым включением в состав США или же мы оставим за собой немного свободы и право на самоопределение.
Не буду распространяться о том, что практически по всем вопросам интеллектуальная и этическая атмосфера в странах Южной Америки свободна от культурного и социального (мировоззренческого) влияния США и что принадлежность наших народов к иным социальным и культурным корням там проявляется с гораздо большей силой, чем в Мексике. Кроме того, страны Южной Америки достигли немалых успехов в области экономической, политической, социальной и культурной диверсификации, чего нельзя сказать о Мексике.
Попытка государственного переворота в Эквадоре привела в движение все политические, социальные и культурные силы многих стран Южной Америки и подтвердила их эффективность: через несколько часов после попытки переворота в Эквадоре все южноамериканские президенты провели экстренное совещание. Тем самым они дали пример быстрой реакции на происшедшее и непреклонной политической воли в сплочении Южной Америки.
А попутно она показала, до какой степени устарела Организация Американских Государств (ОАГ), а также то, как новая Латинская Америка создаёт новые государственные институты, отвечающие требованиям современной эпохи. Союз Южноамериканских государств (UNASUR) и его Комитет Обороны превращают ОАГ и Межамериканский договор о взаимной помощи в «отбросы» истории. Хотя при этом не следует забывать о недавних военных учениях США вдоль и поперёк континента (возобновление военно-морской деятельности IV Флота, размещение семи американских военных баз в Колумбии, военный переворот в Гондурасе, новые базы в бассейне Карибского моря и т.д.). Всё это наглядно свидетельствует об опасности, исходящей от империалистической державы, которая теперь проявляет интерес также к водным и нефтяным ресурсам континента).
Требование возвратить Мальвинские острова аргентинскому народу, который имеет на юге континента свою страну со всеми необходимыми государственными институтами, включая вооружённые силы, приобретает в настоящее время прежде всего оборонно-стратегический характер. Необходимо преобразовать мир, который уже не является чьим-либо задворком. В отличие от позиции южноамериканских стран, Мексика, которая когда-то была на переднем крае этой борьбы, превратилась в вассала, плетущегося в хвосте крупной державы и заинтересованного скорее в «использовании» (правда, безрезультатном) так называемых возможностей северного соседа, чем в самоопределении, которое могло бы сделать нас свободными и значительно приблизить к нашим южноамериканским братьям.