Со времен далекого уже сражения эпохи холодной войны между Борисом Спасским и Бобби Фишером, которое состоялось в 1972 году, до бегства на Запад величайших шахматистов Советского Союза шахматы являлись неким суррогатом международного конфликта и инструментом демонстрации силы. Похоже, что в России Владимира Путина мало что изменилось.
В этом году ветераны старого и скрипучего Центрального дома шахматиста устроили бунт против Кремля. В этом доме в свое время играли две величайшие легенды шахматного мира, вступившие в открытый конфликт с политической элитой страны. Бунт завершился в понедельник жалким поражением – вооруженные люди взяли дом шахматиста под свою охрану. А Кремль показал, что не в состоянии смириться с малейшей угрозой своему политическому влиянию – даже если речь идет о шахматной политике.
Проблемы начались весной, когда два бывших соперника и чемпиона мира по шахматам Анатолий Карпов и Гарри Каспаров решили объединить усилия и выступить против действующего президента международного руководящего шахматного органа, известного как ФИДЕ. Это вызвало недовольство у российских властей. Из-за своих политических выступлений против российского премьер-министра Владимира Путина в последние годы Каспаров стал врагом государства. Его вычеркнули из российской политики, неоднократно подвергали арестам, а российская бюрократия имеет обыкновение тормозить проекты Каспарова на каждом шагу. Кроме того, у Кремля есть вполне лояльный союзник в лице президента ФИДЕ, и менять его он не очень-то хочет.
На протяжении 15 лет ФИДЕ руководил приверженец Путина Кирсан Илюмжинов, который 17 лет правил бедной российской республикой Калмыкия, а в прошлом месяце согласился оставить этот пост. Многие считают, что в качестве утешительного приза Кремль пообещал ему обеспечить победу на выборах в ФИДЕ. Но Карпов и Каспаров (Каспаров руководил кампанией Карпова по избранию на этот пост и собирал на нее средства) начали действовать в международном масштабе, и поэтому сдержать свое обещание Кремлю стало очень сложно. Посетив примерно 30 стран, этот дуэт сумел заручиться поддержкой шахматных федераций США, Канады и большинства стран Западной Европы. В итоге шахматный мир накануне прошедшего в сентябре в ФИДЕ голосования раскололся на два лагеря, географически напоминающих противоборствующие лагеря времен холодной войны.
Карпов и Каспаров в ходе своей кампании сосредоточили внимание на плохом руководстве Илюмжинова шахматным миром. Им также существенно помогло странное поведение самого Илюмжинова. Этот человек любит рассказывать приезжающим в его захолустное королевство журналистам, что в 1997 году его похищали пришельцы. "Давайте, пишите, я хочу, чтобы вы об этом написали", - заявил Илюмжинов корреспонденту TIME после рассказа о том, что он верит во внеземное происхождение Иисуса Христа, что Земля обязательно столкнется с планетой Небиру, и что все мы в результате погибнем, если не очистим ее "ауру" постоянной игрой в шахматы.
Кремль, со своей стороны, смотрит на эти теории с безразличием. "Личные взгляды Кирсана кажутся порой странными, - говорит высокопоставленный кремлевский руководитель Аркадий Дворкович, поддержавший во время предвыборной кампании Илюмжинова, - но если они не влияют отрицательно на его профессиональную деятельность, то меня это вполне устраивает".
Однако 14 мая члены Российской шахматной федерации (а это в основном пожилые люди, сохранившие неистребимую привязанность к твидовым пиджакам и "Кока-Коле" в старых стеклянных бутылках) проявили редкое упорство, дав Илюмжинову решительный отпор. В ходе голосования, которое больше походило на революционный митинг, они избрали в качестве своего официального кандидата на пост главы ФИДЕ Карпова, а затем разразились бурными аплодисментами. И вот после этого начались безобразия. Дворкович, который увлекается шахматами и является главой наблюдательного совета Российской шахматной федерации, объявил результаты голосования недействительными, сказав, что официальный кандидат от России – это Илюмжинов, а не Карпов.
Прошло менее недели, и в Центральный дом шахматиста, где проходило голосование за Карпова, пришли вооруженные люди в черных костюмах. Предъявив распоряжение за подписью Дворковича, они захватили здание, вывели из кабинета председателя правления Российской шахматной федерации Александра Баха, опечатали его и поставили у дверей свою охрану. На вопрос о том, почему он так поступил, Дворкович заявил корреспонденту TIME, что в результате аудита, который проводился примерно тогда же, когда и голосование за Карпова, в Российской шахматной федерации были выявлены "серьезные финансовые нарушения". Он отказался отвечать на вопрос о том, почему в таком случае руководству федерации не были предъявлены обвинения. "Сейчас финансы под нашим контролем, и они вполне прозрачны", - сказал Дворкович.
Сейчас, когда попытка переворота потерпела неудачу, Карпов заявляет, что его старый враг Каспаров стал для него тяжелой обузой. "Конечно, это мне навредило, - заявил он корреспонденту TIME, сидя в сигарном клубе, находящемся под попечительством российской шахматной элиты, - политическая деятельность Каспарова очень затруднила нам работу в России". Но в Швейцарии, Германии и Франции Карпов без труда заручился поддержкой, поэтому он продолжал свою кампанию совместно с Каспаровым.
Окончательные выборы в ФИДЕ проходили 29 сентября в российском городе нефтяников Ханты-Мансийске. Там присутствовали представители ста с лишним шахматных федераций со всего мира. По словам одного западного делегата, "это был цирк". Когда Каспарова не пустили к микрофону, он встал и прямо из зала начал кричать на Илюмжинова, который сидел на сцене как кандидат и одновременно как главный арбитр на выборах. "Это был символический момент, - заявил спустя несколько недель корреспонденту TIME Каспаров, - Илюмжинов это яркий цветок на поле путинизма, и наше партнерство против Дворковича и Илюмжинова это больше, чем просто шахматы. Это имеет политическое значение".
В итоге, однако, все их усилия оказались тщетными. Илюмжинов победил, набрав 95 голосов против 55 поданных за Карпова, в основном за счет поддержки со стороны небольших шахматных федераций из таких мест как Зимбабве. Теперь он будет возглавлять ФИДЕ еще четыре года.
Эпилогом этих выборов стали события, произошедшие в понедельник 11 октября в Центральном доме шахматиста. На пост руководителя Российской шахматной федерации была предложена кандидатура Ильи Левитова, которого Дворкович называет своим "близким другом". Члены федерации единогласно проголосовали за Левитова, изгнав человека, который возглавил их майский бунт. "Нам больше не нужны войны, нужна только конструктивная работа", - заявил по поводу выборов Дворкович. (Он подчеркнул, что делает это заявление не как высокопоставленный кремлевский советник, а как председатель наблюдательного совета Российской шахматной федерации.) Семен Цейтлин, являющийся одним из старых шахматных мастеров и принимавший участие в выборах, говорит о них с болью и обидой. "Это было похоже на партийное собрание КПСС. Все подняли руки и горячо приветствовали нашего нового дорогого руководителя", - заявляет он. Что ж, в итоге Кремль поставил шах и мат.