- Чего хочет добиться французский лидер, завязывая более тесные отношения с Россией?
- Устанавливая более близкие отношения с Россией, Франция старается усилить свою позицию в европейской политике. Примером может служить имеющее политическое измерение решение продать этой стране десантные корабли типа «Мистраль». Это сигнал, что Россия не воспринимается как потенциальная угроза. Это и ответ на предложение Москвы вернуться к «концерту великих держав», которые принимали бы решения быстрее, чем в НАТО, где 28 стран должны вырабатывать компромисс. Саркози хочет получить дополнительные очки как лидер Европы. Но он делает это в некоторой степени в обход ЕС и НАТО и, что для нас болезненно, Веймарского треугольника, с которым он эту идею не согласовывал.
- Германия и Франция считают, что установление более тесных связей с Москвой сделает ее более предсказуемой?
- Видные немецкие политики и дипломаты Фолькер Рюэ (Volker Rühe), Клаус Науманн (Klaus Naumann) и Франк Эльбе (Frank Elbe) недавно написали, что в течение десяти лет Россия должна стать членом НАТО. Они даже не задались вопросом, всем ли критериям она отвечает. Они исходят из убеждения, что само открытие перспектив побудит Россию к переменам. Другие дипломаты - Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger) и Ульрих Вайссер (Ulrich Weisser) уже в июле доказывали в New York Times, что нельзя привлекать Россию к совместной деятельности, используя те средства безопасности, на которых настаивает Польша. Речь идет о планах альянса на случай нападения на новые государства-члены. При этой логике не принимается во внимание безопасность стран, граничащих с Россией. А между тем, без ощущения безопасности новые страны-члены не согласятся на сближение с Москвой.
- Представляет ли инициатива Франции и Германии опасность для НАТО?
- Я бы не драматизировал ситуацию. Эта концепция еще не определена, посмотрим, в какую сторону она будет двигаться. К сожалению, начало показывает, что общей политики в отношении России, которой добивается Польша, у государств ЕС и НАТО нет. Это не предвещает ничего хорошего для новой стратегической концепции альянса, которая должна быть принята в ноябре. В работе над концепцией проявляются различия. Мы считаем, что безопасность неделима, а некоторые страны видят это иначе. Польша должна высказываться за средства по усилению пятой статьи Вашингтонского договора, посвященной солидарной обороне. Но за этой статьей должна стоять гарантия автоматического, солидарного и безотлагательного ответа на угрозу. Нам важно также укрепление трансатлантических связей и баланс между экспедиционными миссиями и территориальной обороной. Важно сохранить политику открытых дверей. Достичь наших целей будет очень сложно.