Заполненные льдом просторы Северного Ледовитого океана не рассматриваются общественностью как международный торговый маршрут. Но глобальное потепление меняет все, и Россия, например, ведет активную деятельность по обустройству морского пути мирового значения.
В этом году российский корабль с грузом в 90 тысяч метрических тонн газового конденсата пересек Северный Ледовитый океан и через Берингов пролив вышел к Дальнему Востоку. В прошлом году другой российский корабль прошел обратным маршрутом, доставив из Южной Кореи промышленный груз. В следующем году Россия планирует пустить этим маршрутом восемь кораблей, а именно — танкеров типа нефтеналивных, но с укрепленным корпусом для раздвигания льдов.
Все это говорит о том, что нужно разместить на Крайнем Севере больше объектов и техники береговой охраны США, чтобы обеспечить безопасность претензий США и подготовиться к повышению уровня жизнедеятельности человека, — об этом сообщает контр-адмирал Кристофер Колвин (Christopher C. Colvin), ответственный за все операции Службы береговой охраны на Аляске в и в окружающих ее водах.
«Мы должны подготовить свое присутствие там, чтобы обеспечить безопасность своих претензий на будущее — претензий на суверенитет и на континентальный шельф», — сказал Колвин, давая большое интервью Associated Press на борту военного самолета C-130, направлявшегося к Северному Ледовитому океану.
Начатые Россией грузоперевозки по Северному Ледовитому океану особенно тревожны для Аляски и США, потому что «для половины мира вход и выход у Северного Ледовитого океана один, и это — Берингов пролив», как сказал Колвин.
Этот пролив шириной в пятьдесят шесть миль пролегает между северо-западом Аляски и Сибирью, разделяя североамериканский и азиатский континенты и связывая Берингово море с Северным Ледовитым океаном.
«Берингов пролив в будущем станет важным морским путем, и по России это видно, как они прямо сегодня и сейчас пропагандируют этот транзитный морской маршрут».
Перевозки стали возможными из-за потепления. В сентябре из Национального центра данных по снегу и льду при Университете штата Колорадо сообщили, что площадь льдов Северного Ледовитого океана летом сократилась до отметки 1,84 миллиона квадратных миль. Говорилось, что это третье по величине сокращение за историю спутниковых наблюдений, начавшихся в 1979 году.
Капитаны ледоколов, давно служащие под началом Колвина, подтверждают, что ото льда освободилось больше воды.
Их также беспокоит состояние кораблей.
Служба береговой охраны имеет три ледокола, из которых лишь один, Healy, в рабочем состоянии. Остальные два ледокола — Polar Sea и Polar Star — «в настоящий момент сломаны», как сказал Колвин. Оба сейчас находятся в порту Сиэтла; ввод Polar Sea обратно в строй ожидается в июне следующего года. Polar Star вернется в строй только в 2013 г.
Помощь, возможно, уже рядом. По закону, который ждет лишь подписи президента Обамы, государство в течение девяноста дней проведет ревизию ледокольного флота и изучит возможности реставрации имеющихся ледоколов и строительства новых.
По словам Колвина, крайне необходимо, чтобы служба береговой охраны имела в Северном Ледовитом океане ледоколы, и не только для того, чтобы обеспечивать безопасность претензий США.
«Нам нужны американские суда с американскими учеными, которые работали бы в американской части Арктики, вели бы исследования», — сказал он.
Подобные исследования и стали основой состоявшегося на прошлой неделе перелета к Северному Ледовитому океану; должно было быть установлено два буя, предназначенных для сбора информации как с плавучих льдин, так и в открытом море. Однако буи в проекте Вашингтонского университета дали сбой. Один не был установлен из-за неполадок на борту C-130, а второй, будучи сброшенным с самолета, не передал никаких данных и спланировал на поверхность воды на парашюте.
Ледоколы — не единственное, что требуется Службе береговой охраны. Ей также нужны службы на севере Аляске, так как ближайшая база находится в тысяче миль к югу в Кадьаке.
«Я бы хотел, чтобы в Барроу когда-нибудь появился ангар», — сказал он, имея в виду самый северный город страны. Ангар должен быть таким, чтобы в нем мог размещаться самолет C-130 Службы береговой охраны и, возможно, вертолеты H60.
Потребность обосновывается тем, что в октябре 2008 года произошел инцидент, когда Служба береговой охраны отправляла один грузовой самолет на Северный полюс. На обратном пути им пришлось сделать остановку в Барроу, и самолет всю ночь стоял на улице.
Из-за арктической температуры на пропеллере замерзли пломбы на пропеллерах, и пришлось ждать четыре дня, пока в Барроу прилетят механики и заменят их.
«Так не получается. Нам правда нужно место, куда можно было бы ставить C-130, чтобы беречь их, когда мы прилетаем работать», — сказал он.
Искатели приключений, открывающие Арктику, — это еще одна реальная проблема для Службы береговой охраны. Два года назад семеро человек отправились в Арктику, и двух из них пришлось спасать — они пытались пересечь Берингов пролив на каяке. В этом году на север двинулось восемнадцать любителей адреналина. В будущем явно тоже придется кого-то спасать, потому что в Арктику потянется все больше и больше народа.
«Я уверен, что люди скажут — зачем тратить государственные деньги на спасательные работы? — сказал Колвин. — Но вы же знаете, что это наша ответственность и наша обязанность — спасать любого, кто попадет в беду».
Как сообщили из Shell Oil, в этом году компания подала заявку на бурение одной исследовательской скважины в море Бофорта к северу от берегов Аляски и собирается получить разрешение на бурение второй.
Колвин сказал, что его всегда волновала возможность разлития нефти, но он не так сильно боится работ по разведке нефтяных месторождений в летний период в свободных ото льда водах Арктики.
«Нет льда, лето, светло круглые сутки, мелководье — это делали во всем мире, так что я не слишком волнуюсь из-за этого, — сказал он. — Что меня беспокоит — это круглогодичная добыча, в том числе и тогда, когда в Арктике наступает полярная ночь».
Колвин добавил, что перед тем, как двигаться вперед, нужно провести дополнительную научно-исследовательскую работу.