Тендерная кампания за право проведения Чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов разворачивается как бы в двух параллельных плоскостях. В одной - публичной - плоскости кампания протекает на страницах глянцевых изданий, всячески превозносящих достоинства разных стран-участниц тендера. Тут можно прочитать интервью, в которых представители заявочных комитетов стран-участниц тендера размышляют о законности и скрупулезном следовании правилам ФИФА не прибегать к критике конкурентов.
Другая плоскость, в которой разворачивается тендерная кампания, обычно далека от публичной сферы. Эта кампания протекает в шикарных гостиничных номерах, в ходе частных переговоров, в вип-ложах аэропортов. Речь идет о настойчивых и все более энергичных попытках лоббистов убедить 24 членов Исполкома ФИФА в том, что мировые чемпионаты должны пройти именно в их странах.
До того момента, как вчера газета Sunday Times выступила с разоблачениями по поводу того, что члены Исполкома ФИФА из Нигерии и Таити согласились продать свои голоса на голосовании о месте проведения ЧМ-2018, слухи о взятках были всего лишь мало чем подтвержденными слухами. Но с этим скандалом с участием двух высших должностных лиц ФИФА сомнения в законности всей тендерной кампании стали достоянием гласности.
Закулисная гонка, которая через семь недель должна подойти к концу вместе с официальным объявлением 2 декабря в Цюрихе тех стран, в которых будут проведены эти два чеспионата, вся обросла слухами о нечистоплотном соперничестве, поливании кандидатов друг друга грязью, а также о торговле голосами. Но теперь все это всплыло на поверхность, стало не слухами, а подтвержденной реальностью. Именно по результатам этого закулисного лоббирования своих интересов среди 24 членов Исполкома ФИФА, некоторых из которых можно было бы охарактеризовать как фигур "неоднозначных" и "экстравагантных", и будет названы победившие в тендере страны.
Согласно расследованию, проведенному журналистами британской Sunday Times, Амос Адаму (Amos Adamu), член Исполкома ФИФА от Нигерии, был заснят на камеру, когда он запросил 500 тысяч фунтов стерлингов на реализацию "собственного проекта" в обмен на поддержку одного из соперников кандидатуры Великобритании на проведение ЧМ-2018. Сообщается также, что в скандальной съемке фигурирует и Рейнальд Темарии (Reynald Temarii), вице-президент ФИФА и президент Конфедерации футбола Океании, запросивший уже полтора миллиона фунтов стерлингов якобы на создание спортивной школы в обмен на оказание поддержки нужному кандидату.
В ответ ФИФА выступила с заявлением, согласно которому будет проведена тщательная проверка всех фактов и обстоятельств дела, однако по мнению многих наблюдателей, вся эта история будет представлена в виде неизбежного стечения обстоятельств. В то же время сам процесс организации и проведения тендеров среди кандидатов на право проведения у себя Олимпийских игр и Чемпионатов мира все более усложняется. Заявочные комитеты стран-кандидатов тратят немалые суммы, пытаясь всеми правдами-неправдами опередить конкурентов и одержать победу в тендере.
Многие считают, что непрозрачные правила тендерной кампании значительно повышают риски проведения нечестной борьбы. Предыдущие кампании были отмечены многочисленными жалобами, связанными с фактами подкупа должностных лиц и массовой коррупцией. В своей книге бывший исполнительный директор Футбольной ассоциации Великобритании Дэвид Дэвис сообщает, что в ходе неудачной для Великобритании попытки выиграть тендер на проведение ЧМ-2006 в Англии практиковались схемы в виде "голосов в обмен на деньги". Та тендерная гонка закончилась в виде фарса, когда в последнюю минуту один из членов Исполкома неожиданно воздержался, и победителем была названа Германия, хотя все считали, что победить должна была Южная Африка.
Если ко всему этому добавить то, что было упразднено формальное требование ротации проведения ЧМ на разных континентах мира, изменены размеры поля, а также тот факт, что решение о месте проведения сразу двух чемпионатов принимается одновременно, ясно становится, что ставки в этих тендерах многократно возросли.
В тендере победителями окажутся не те кандидаты, которым лучше других удается выглядеть в отчетных материалах о готовности к проведению ЧМ, а те, кто умеет маневрировать в бурных и неспокойных водах международной футбольной политики, поэтому делать ставки в этой игре чрезвычайно сложно. Ситуация несколько прояснилась после того, как на прошлой недели Соединенные Штаты сняли свою заявку на проведение ЧМ-2018. Теперь все силы они бросят на победу в тендере ЧМ-2022, где их конкурентами будут выступать Катар, Австралия, Япония и Южная Корея. Таким образом, Англия становится одним из четырех претендентов на проведение ЧМ-2018 наряду с Россией, Испанией/Португалией (совместная заявка двух стран) и Голландией/Бельгией (совместная заявка).
По словам президента Азиатской конфедерации футбола, члена Исполкома ФИФА Мухамеда Бин Хаммама (Mohamed Bin Hammam), поддерживающего кандидатуру Катара, кандидат, имеющий наибольшие шансы на победу, не обязательно окажется победителем.
Вместе с тем ФИФА почти никак не реагирует на критику, что она создает новые правила непосредственно в ходе проведения конкурса. Правила по процедуре голосования, назначенного на 2 декабря, должны быть приняты в конце октября, хотя вчерашние разоблачительные публикации в газете могут все эти решения поставить под сомнение.
На прошлом месяце на фоне усиливающихся слухов о возникновении альянсов между группами кандидатов с целью переуступки голосов, Генеральный секретарь ФИФА Жерок Вальке (Jérôme Valcke), который также является членом Исполкома этой организации, но не имеет права голоса и фактически призван исполнять роль "полисмена", надзирающего над процессом проведения тендера, обратился к заявочным комитетам стран-участниц тендера, напомнив им о том, что торговля голосами при голосовании за право проведения двух ближайших чемпионатов мира противоречит правилам Ассоциации. В начале минувшего лета из штаб-квартиры ФИФА был разослан циркуляр, в котором разъяснялись новые правила и говорилось, что заявочные комитеты всех стран-участниц тендера обязаны провести встречи с 24 членами Исполкома до того, как конкурс войдет в свою завершающую стадию.
Большие пересуды шли также вокруг подарков. В прошлом году заявка Англии была подкреплена решением подарить женам всех 24 членов Исполкома ФИФА по фирменной женской сумочке стоимостью 230 фунтов, хотя правилами Ассоциации разрешены лишь символические подарки в виде памятных знаков и т.п. И хотя ничего особо предосудительного в том, что подобные подарки были сделаны, найдено не было, британский заявочный комитет все же был обвинен в нарушении самого духа правил ФИФА. Месяц спустя после этого скандала австралийская пресса пестрила материалами по поводу национальной заявки. Речь в них шла о тех средствах, которые пошли на продвижение заявки, а также о том, что страна не соблюдает правила ФИФА, запрещающие принимать ценные подарки. По поводу этих материалов комитет ФИФА по этике также заявил, что не находит ничего неправомерного.
В минувший май комитет ФИФА по этике рассмотрел жалобы лорда Трисмана (Triesman) который в тот момент возглавлял британский заявочный комитет, о том, что Россия и Испания собираются подкупить судей на Чемпионате мира. Эти выпады были сделаны в частном порядке, но стали достоянием гласности, когда сам Трисман стал жертвой таблоидов. И вновь руководство ФИФА отмело все обвинения, как беспочвенные.
Имелись и другие случаи, хотя и менее громкие, но также вызывающие недоумение. В апреле на одном из сайтов в интернете появились разоблачительные материалы относительно поведения некоторых из кандидатов на проведение Чемпионатов мира. Материалы были сделаны в форме смонтированного интервью с журналистом Эндрю Дженнингсом (Andrew Jennings), автором нашумевшей книги о коррупции в ФИФА под названием "Фол" и давним антагонистом президента ФИФА Зеппа Блаттера (Sepp Blatter), который сам пожаловался на эти случаи в комитет по этике.
Две недели назад заявочный комитет США был обвинен вице-президентом ФИФА и членом Исполкома Ассоциации корейцем Чунг Монг Джуном в создании "атмосферы постоянной подозрительности". Это заявление одного из руководителей ФИФА последовало после утверждений о том, что США пытаются дискредитировать своих соперников - азиатские страны, выставившие совместно с Ассоциацией футбола Китая свои кандидатуры на тендер на право проведения ЧМ-2022. Упреки были с негодованием отметены членами заявочного комитета США, которые тоже - и это следует подчеркнуть особо - не имели никакого отношения к журналистскому расследованию газеты Sunday Times, репортеры которой в ходе расследования представили себя в качестве лоббистов частных американских компаний.
И хотя определенные элементы процесса проведения тендеров, включая имевшие место этим летом инспекционные поездки, а также введение новых пунктов в правила, согласно которым обязательными являются встречи с членами Исполкома, в общем-то лежат в русле строгих норм и правил Международного Олимпийского комитета, введенных из-за скандала, связанного с выбором места проведения зимней Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити, многое в правилах проведения подобных конкурсов сформулировано нечетко, что являет собой определенный задел для возможной коррупционной активности.
На вопрос о том, почему было принято решение проводить голосования о месте проведения Чемпионатов мира 2018 и 2022 годов на одном заседании Исполкома, так и не поступило вразумительного ответа. Хотя, по мнению некоторых, это было сделано для того, чтобы внести большую ясность и определенность в сам процесс выбора, а также максимально использовать коммерческий потенциал подобных мероприятий. По мнению других, главным фактором тут выступает стремление Блаттера добиться переизбрания на пост президента ФИФА на новый срок в апреле будущего года.
Все двадцать четыре члена Исполнительного комитета ФИФА пытаются уравновесить свою лояльность по отношению а Ассоциации с собственными политическими амбициями в ФИФА. Они балансируют между ожиданием вознаграждения за многолетнюю преданность организации и теми потенциальными результатами, которые принятые при голосовании решения могут оказать на их собственные страны. Голоса четырех членов Исполкома из Африки в особом ажиотажном спросе - поддержкой этих людей стремятся заручиться все участники тендера. Считается, что они могут реально склонить чашу весов в ту или иную сторону, поскольку Африка является единственным континентом, страны которого не подали конкурсные заявки.
И даже до разразившегося вчера скандала те, у кого имеется богатый опыт участия в конкурсах на проведение важнейших мировых турниров, заявляют, что невозможно поддержать того или иного кандидата, поскольку обычные правила попросту тут не действуют и намерения тех, кто реально будет решать исход тендера, невозможно спрогнозировать. Одно можно утверждать наверняка: оставшиеся до голосования два месяца предвещают нам такие события, что предыдущие 18 месяцев проведения тендера еще покажутся образцом прозрачности и честной игры по правилам.