Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский крест: «Когда исчезнет Россия?»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкдеревня старик
деревня старик
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польский журнал опубликовал серию материалов под заголовком «Когда исчезнет Россия?». В эфире TVN24 главный редактор журнала объяснил, почему этот вопрос так актуален. "Сегодня Россия переживает самую большую демографическую катастрофу в мире, о чем, возможно, мало говорится. Демографы используют понятие «русский крест». Падающий уровень рождаемости и растущая смертность - эти две прямые пересекаются, образуя крест".

ВЕДУЩИЙ: В студии наш следующий гость - Яцек Мойковский, главный редактор еженедельника «Форум». Здравствуйте.

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Здравствуйте.

 

ВЕДУЩИЙ: Россия может исчезнуть? Как такое может произойти?

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Россия может исчезнуть потому, что...  В понедельник выйдет номер, в котором опубликованы результаты социологического исследования, посвященного России. Там говорится не о бомбах, не о ракетах, не о нефте- и газопроводах, а о людях.

 

Этот доклад драматичен по своей сути. Сегодня Россия переживает, пожалуй, самую большую демографическую катастрофу в мире, о чем, возможно, мало говорится. Мы предлагаем конкретные свидетельства, и они на редкость удручающие не только для российских демографов, но и политиков.

 

 Многое указывает на эту катастрофу, но если коротко, то демографы используют такое понятие, как «русский крест». Падающий уровень рождаемости и растущая смертность - эти две прямые пересекаются, образуя крест.

 

ВЕДУЩИЙ: Два миллиона человек ежегодно умирают, а один миллион - рождается. Численность населения падает.

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: И такая тенденция. В России проживают 140 млн. человек. На этой неделе началась всероссийская перепись населения. Если поверить этим данным, если люди будут говорить правду при заполнении анкет, то мы узнаем, в каком состоянии пребывает уже нынешняя Россия.

 

ВЕДУЩИЙ: Сложно себе представить Россию, в которой живут меньше 100 миллионов человек. А в недалеко будущем придется говорить о 90 миллионах или еще меньше.

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Тенденция пугает и тем сильнее, если выяснится, что эта тенденция сохраняется. Если бы Россия, представим, насчитывала сейчас 100 миллионов человек, то в Китае - 1,5 миллиарда, то есть на одного россиянина приходилось бы 15 китайцев. Естественное передвижение, миграция осложняет ситуацию.
 
Сибирь, самая большая пустыня в мире, очень богата, это около 12 миллионов квадратных километров от Урала до Тихого океана. Она богата сырьем, но почти нет людей. Люди едут оттуда в Москву. Просто бегут на запад, оставляя пустующие территории.
 
Эти территории брошены с точки зрения демографии и экономики. И помимо прочего, это следствие распада Советского Союза. Тогда экономика Сибири опиралась на систему лагерей, на ГУЛАГ. Это все рухнуло и рухнула вся экономика Сибири.
 
 Нет денег на инвестиции, нет основы для материальной заинтересованности в жизни там, а климатические условия исключительно плохие. Поэтому Сибирь - это настоящая пустыня, лакомый кусок для китайцев.

 

ВЕДУЩИЙ: Да, но с другой стороны, это вымирание России небезопасно, потому что приходится компенсировать большей военной силой. Раз нас меньше, то вынуждены защищать границы и вбирать в себя... А здесь балтийские государства. Надо же обезопасить свои тылы.

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Вы правы, но тенденция может быть и совсем другая, с которой, возможно, придется смириться российским политикам и простым гражданам. Может ли Россия стать открытой страной? Напомню, мы говорим не о «монолитном» народе - россияне, мы говорим о котле национальностей, в котором русские - один из больших народов, но не единственный.

 

В этой связи вспомним «мягкое подбрюшье» России - так все аналитики называют юг страны, это исламский регион. И, вообще, в Российской Федерации живет много народов, исповедующих ислам.

 

Может ли Россия справиться с нарастающим влиянием ислама у себя на территории? В состоянии ли Россия справиться с усиливающейся «китаизацией» Сибири, то есть появлением там все большего числа китайцев?

 

ВЕДУЩИЙ: Правительство принимает программы, которые отвечают на этот вызов и подталкивают россиян заводить семьи, а россиянок рожать?

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Много подобных проблем переживают на Западе, и на Востоке. Все это перемешалось в России. Женщины занимаются карьерой, это на западе России, Москва и так далее. Ведут себя, как и женщины в западных странах: откладывают планы завести ребенка.

 

В России много неполных семей. Это еще прояснит перепись, но все равно очевидно, что это распространенное явление. В анкетах многие женщины стыдятся говорить, что одиноки, и указывают, что за мужем.

 

Много несчастных семей, которые составляют статистику и делают Россию первой в списке стран с наибольшим количеством абортов на душу населения. Многие женщины не знают или не имеют возможности пользоваться средствами контрацепции, делают аборты и в результате остаются бесплодными.

 

Если вы все это разом себе представите: нарушенный институт семьи, общемировая тенденция,- вы увидите, что все это ведет к катастрофическому падению уровня рождаемости в России.

 

ВЕДУЩИЙ: В то же время мы часто слышали о волне недовольства различными приезжими. Например, в Москве, где много людей работает «в черную». Это переживает любой мегаполис, но мы узнаем о нападениях расистов и убийствах, совершенных, чтобы отвадить «пришельцев».

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Конечно, в России есть национализм... А вот я вспомнил. Когда Владимир Путин был еще «начинающим» президентом, то говорил: с каждым годом нас все меньше и меньше. На что Солженицын отвечал: нас не только все меньше и меньше, а нас этнических русских все меньше.

 

ВЕДУЩИЙ: Вот именно.

 

ЯЦЕК МОЙКОВСКИЙ: Вот именно. Это происходит, и россияне должны считаться с тем, что многодетные семьи в Российской Федерации - это исламские семьи. В дальнейшей перспективе они появятся и в Москве.

 

И более того, россияне будут вынуждены быть больше открыты для иммигрантов, как страны Запада, которые, правда, раньше в них нуждались, а теперь испытывают с ними большие проблемы.

 

Перевод выполнен ИноТВ.