На прошлой неделе прошла конференция министров обороны стран АСЕАН, где министр обороны Роберт Гейтс встретился с министром обороны Китая генералом Лян Гуанле. Подробности повестки дня остались неизвестными, но проявленная в этом году Китаем агрессивность и надменность означают, что обсуждать есть что. Конечно, на беспрецедентное наращивание Китаем своей военной мощи и на его незаконные притязания в Южно-Китайское море следует реагировать недвусмысленно. Тем не менее, главный акцент, судя по всему, был сделан на побуждении Китая к восстановлению связей на межармейском уровне и приглашению Гейтса посетить Пекин в 2011.
Теперь должно уже стать ясно, что Коммунистическая партия Китая и Народно-освободительная армия Китая отказываются ценить межармейские связи так, как ценят их США. Чем сильнее мы подчёркиваем важность этой задачи, тем больше Китай пользуется этим как средством вынудить США пойти на уступки. К примеру, два президента не одобрили продажу новых самолётов F-16 и новых не несущих атомного оружия подводных лодок Тайваню в надежде, что Китай умерит агрессивность своих действий. Китай же хитро пользуется той же самой психологией, не давая США отстаивать свои интересы на бесполезных шестисторонних переговорах по Северной Корее, тогда как непрерывно усиливающаяся помощь Китая этой стране позволяет атомной угрозе Пхеньяна расти и расти.
С другой стороны, сам Китай не испытывает сложностей с выполнением своих задач, начиная с задачи создания самой мощной армии в Азии как прямого вызова США. Таким образом Китай намеревается поставить Японию, Южную Корею, Австралию, Индию и прочие страны АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) в положение стратегической подчинённости, а также уничтожить демократию на Тайване. Более того, начиная с 2020-х гг. Китай намерен бросить вызов США в области мирового военного господства. Коротко говоря, Китай хочет сделать мир «безопасным» для дальнейшего выживания коммунистической диктатуры. Если успехи Китая не сдерживать, то влияние и свобода США, наших друзей и союзников будет от этого лишь убывать.
За 2010 год Китай успел провести (в апреле) провокационные военно-морские учения в Восточно-Китайском море, после чего (в августе) устроил мелкие стычки с японскими рыболовецкими траулерами. В сентябре китайский траулер протаранил два патрульных катера японской службы береговой охраны у островов Сэнкаку, а правомочный арест капитана вызвал возмущение Китая. Кроме того, Китай выдвинул незаконные претензии на большую часть вод Южно-Китайского моря и объявил это своими «центрообразующими интересами», то есть делом, не уступающим по важности Тибету и Тайваню. Постоянное наращивание Китаем военной мощи возле Тайваня, несмотря на успехи в области экономических и политических отношений, бессмысленно, если Китай не планирует воевать против единственного в мире демократического китайского государства.
Также Китай активизировал военную деятельность за рубежом, в частности, постоянно патрулирует воды вблизи Сомали, а в сентябре 2010 провёл на территории Казахстана учения по отработке действий миротворческой миссии, чем продемонстрировал усилившиеся возможности Шанхайской организации сотрудничества — альянса диктатур. Самую большую тревогу вызвали прошедшие в конце сентября совместные учения ВВС Китая и Турции (с остановкой в Иране), в которых, вероятно, были скомпрометированы секретные приёмы воздушной войны НАТО. Подобные учения вкупе с остальными непродуктивными действиями Турции вызывают вопросы касательно продолжающегося отхода этой страны от НАТО. Безусловно, следует пересмотреть принятое решение продать Турции наши новейшие истребители F-35 с технологией «стелс».
Перед Китаем, как утверждается, не стоит никаких угроз, и ускоряющееся наращивание им военной мощи не должно идти невозбранно. Китайцы начали испытывать системы обороны от баллистических ракет, причём усиливаются подозрения, что на свои межконтинентальные баллистические ракеты они начали ставить разделяющиеся боеголовки, что должно вызывать беспокойство в связи с договором СНВ с Россией. Новая база военно-морского флота Китая на острове Хайнань, предназначенная для размещения ядерных ракет, атомных подводных лодок и авианосцев, угрожает жизненно важным морским путям, связывающим Малаккский пролив с нашими важнейшими союзниками на западе Тихоокеанского региона. Противокорабельные баллистические ракеты Китая очевидным образом предназначены для того, чтобы лишить ВМФ США свободы действий в западной части Тихого океана. Китай построил более пятисот боевых самолётов четвёртого поколения и готовится начать испытания истребителей пятого поколения, а также ускорил строительство своего первого авианосца. Также была введена в строй новая не несущая атомного оружия подводная лодка с потенциалом двух производственных линий. Наконец, Китай развивает программу исследования Луны и строительства космической станции, что, скорее всего, будет иметь и военное измерение.
Администрация Обамы пробездельничала год, но теперь наконец начала противостоять Китаю, хотя и не делает всего, что нужно. В январе Тайваню была поставлена очередная партия оружия, но без F-16 и подводных лодок это было бессмысленно. Встав на сторону стран АСЕАН, администрация обозначила незаконность притязаний Китая в Южно-Китайское море, но пока у нас не будет настоящих военных отношений с Филиппинами (единственным союзником по договору с регионом), это будет лишь словами. Оказанная нами поддержка Южной Корее, подвергнувшейся торпедной атаке со стороны Северной Кореи, была слабой из-за противодействия Китая. Надо признать, что Японию, на которую нападал Китай в Восточно-Китайском море, администрация поддержала.
Но чтобы сдержать китайскую агрессию, понадобится сделать гораздо больше. Мы должны увеличить свой военный потенциал на западе Тихого океана, включить наши собственные средства борьбы против ракет и кораблей силами баллистических ракет, а также повысить эффективность подводного флота. Мы должны переоборудовать старые, но не отслужившие до конца свой срок подводные лодки, несущие баллистические ракеты, под крылатые ракеты — новый договор СНВ позволяет это сделать.
Мы должны сообщить миру, что ведущую демократическую страну очередными угрозами коммунистов не запугать. Мы должны не только сохранять военное превосходство, но и начинать организовывать транснациональное политическое и экономическое давление, которое позволило бы Китаю ускорить своё эволюционное развитие и уход от коммунизма. Мы уже проводили аналогичную кампанию, причём не в таком уж и далёком прошлом.
Адмирал флота в отставке Джеймс Лайонс был командующим Тихоокеанским флотом США и главным военным представителем нашей страны в ООН