Стремление администрации Обамы убедить страны НАТО поддержать ее обновленные планы противоракетной обороны делает достоянием гласности давнюю напряженность, существующую вокруг вопросов европейской безопасности, что потенциально может сыграть на руку России и Турции, бунтарским стражам восточного фланга ЕС.
До решающего саммита НАТО в Лиссабоне остается лишь месяц, и США усиливают давление на Анкару. На этой неделе министр обороны Роберт Гейтс заявил, что Вашингтон не будет просить члена НАТО Турцию предоставить новые базы для противоракетных систем. «Но мы ждем, что Турция поддержит в Лиссабоне планы НАТО по созданию территориального противоракетного потенциала», - сказал он. Турция обеспокоена тем, что модернизация ПРО стоимостью 280 миллионов долларов будет считаться направленной на соседний с ней Иран, что, действительно, является ее главной целью, по крайней мере, с американской точки зрения. «Мы не чувствуем никаких угроз от наших соседей, и мы не считаем, что наши соседи являют собой угрозу НАТО», - заявил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.
В то время, как нео-исламистское правительство Турции пытается жонглировать востоком и западом, по словам обозревателя газеты Hurriyet Семиха Идиза (Semih Idiz), «между Турцией и США особенно, и между Турцией и Европой в меньшей степени проявляется все более видимый идеологический разрыв… Вполне возможно, что Турции придется выбирать между альянсом и Ираном».
Но аналитик Сертак Актан (Sertac Aktan) указывает на то, что Анкара могла бы использовать ситуацию в своих интересах, предложив ограниченное сотрудничество в обмен на усиление американского давления на Францию и Германию с целью разморозить турецкую заявку на членство в ЕС. «Развернуть новые ракеты ради Европы? Европы, в которой мы так хотим быть, но никак не можем оказаться? – спрашивает Актан. – Ну, Вашингтону это тоже пришло в голову, и поэтому одним из главных вопросов на повестке дня саммита США-ЕС, который произойдет после саммита НАТО, будет членство Турции в ЕС».
В контексте своего желания теснее сотрудничать с ЕС в области обеспечения безопасности, Россия тоже внимательно следит за обсуждением ПРО. Президент России Дмитрий Медведев провел последние два дня в Довиле, обсуждая этот и другие вопросы с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Россия выразила обеспокоенность тем, что противоракетный щит может быть использован для нейтрализации ее систем обороны. Но, получив франко-немецкие заверения, Медведев сказал во вторник, что Москва заинтересована в более тесном сотрудничестве, и что он планирует посетить саммит НАТО.
Цена российской поддержки может вызвать тревогу в Вашингтоне и Лондоне. Фирменная стратегия Медведева – это его стремление к новой «архитектуре европейской безопасности», которая неминуемо ослабит роль Америки на континенте и потенциально может негативно повлиять на НАТО – что и является исторической целью России.
Сегодня похоже, что Франция и Германия всерьез подумывают об этом, ведя разговоры о общей с Россией зоне сотрудничества в области экономики и безопасности и форумах Россия-ЕС. Как для Британии, которую в Довиль не позвали, так и для США, все эти разговоры начинают напоминать возрождение французско-немецко-российской оси 2003 года, выступавшей против войны в Ираке. Хотя обе страны (Британия и США) стремятся улучшить отношения с Россией, трансатлантический альянс для них важнее.
Марк Леонард (Mark Leonard), соавтор нового отчета Европейского совета по международным отношениям, озаглавленного «Призрак мультиполярной Европы», пишет, что расширенное сотрудничество между ЕС, Турцией и Россией одновременно неизбежно и желанно. Он пишет, что действующие европейские структуры безопасности функционируют неправильно, европейские столицы тянут ЕС в разные стороны, а «США все меньше интересуются внутренней безопасностью Европы… и более не являются европейской силой».
В отчете утверждается, что вдохновленный США порядок, установленный после холодной войны, разваливается. Он не смог предотвратить войны в Грузии и Косово, перебои в поставках энергоресурсов в Европу и продолжающуюся нестабильность на восточных границах ЕС в черноморском регионе и на Кавказе. Америка отвлеклась на Иран, Ближний Восток и растущий Китай. Поэтому ЕС должен искать новых стратегических партнеров.
По словам Леонарда, «следует организовать неформальный “триалог” с участием ЕС, Турции и России». Турция – это растущая региональная держава. Чтобы держать Анкару на своей стороне, Брюсселю следует ускорить процесс принятия страны в Евросоюз.
В то же время, он говорит, что Европе следует напрямую взаимодействовать с новой «западной политикой» Москвы. «Следует поддержать европейскую идентичность в сфере безопасности, поощряя участие России в таких проектах, как противоракетная оборона».
Британское правительство под руководством консерваторов вряд ли поддержит усиление роли ЕС над НАТО. Однако другие могут поступить именно так. Как утверждается, именно этим способом Европа может со временем заменить планы в области безопасности, придуманные для нее Америкой, на свои собственные, лучше подходящие для ее нужд 21-го века.