Решение правительства Объединенных Арабских Эмиратов выгнать Канаду с авиабазы «Кэмп-Мираж» под Дубаем заставляет многих задуматься о том, как военные будут вывозить из Афганистана солдат и грузы, когда в 2011 году мы будем уходить из страны.
Сейчас, как сообщают источники в дипломатических и военных кругах, идут переговоры по одному из вариантов решения этой проблемы. Эвакуировать требующую особого внимания технику – в частности танки - предлагается через базы в России, причем, скорее всего, с помощью арендованных российских и украинских грузовых самолетов.
Эта идея выглядит особенно неожиданной на фоне пламенной риторики таких канадских политиков, как министр обороны Питер Маккей (Peter MacKay), который еще недавно хвастался, что российские бомбардировщики, совершающие тренировочные полеты в Арктике, «каждый раз» будут встречать истребители CF-18. Вероятно, накал риторики в дальнейшем все-таки придется уменьшить – суровая реальность состоит в том, что Канаде может понадобиться российская помощь в осуществлении гигантской логистической операции по вывозу снаряжения и солдат из Афганистана в 2011 году.
Правда, недавно шли разговоры о том, что в качестве кратковременной замены «Кэмп-Миража» можно будет использовать немецкую базу в Узбекистане или американскую базу в Киргизии, однако люди, знакомые с ситуацией, не воспринимают эти предложения всерьез. Скорее, после того как в следующем месяце «Кэмп-Мираж» закроется, солдаты будут летать в Афганистан через действующую базу на Кипре, а грузы будут переправляться через американскую базу «Шпангдален» в Германии.
Ален Пеллерэн (Alain Pellerin), отставной полковник канадской армии и директор Конференции оборонных ассоциаций (Conference of Defence Associations) полагает, что приобретение новых транспортных самолетов, таких как четыре Boeing C-17 Globemasters, изменило логистику военных операций в Афганистане, так как новые транспортники способны долететь на Кандагара всего лишь с одной короткой дозаправкой в Германии. «C-17 изменили ситуацию, и «Кэмп-Мираж» стал играть менее важную роль в снабжении», - говорит он.
Тем не менее, переговоры с русскими по поводу возможности использовать следующим летом их воздушное пространство и аэродромы – явный знак оттепели в отношениях между НАТО и Россией. НАТО годами использовала российское воздушное пространство для операций в Афганистане, однако русские угрожали запретить организации доступ к нему в 2008 году во время короткой войны между Россией и Грузией – особенно после того, как НАТО заявила, что когда-нибудь позволит Грузии вступить в свои ряды. Премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) тогда осудил «российскую агрессию», заявив газете National Post, что, «медля или демонстрируя слабость, мы поощряем подобное поведение со стороны России».
Сейчас старые разногласия, похоже, забыты. Во вторник российский президент Дмитрий Медведев встретился во Франции с германским канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Николя Саркози и заявил, что его стране нужно преодолевать многолетнее историческое недоверие к НАТО. Он также объявил, что планирует посетить саммит альянса, который состоится в следующем месяце в Лиссабоне, и предложил общую европейскую стратегию безопасности.
Афганистан всерьез тревожит г-на Медведева, и русские готовы способствовать любым мерам, которые могут предотвратить возвращение к их южным границам враждебного теократического режима. «Русским нужна стабильность в Афганистане, и они были бы рады, если бы американцы и дальше продолжили ее обеспечивать, - полагает полковник Пеллерэн. – Они охотно окажут определенную помощь».
Об этом контексте не следует забывать, когда консерваторы будут говорить очередные глупости в духе «Красного рассвета» о пилотах, «отпугивающих российские стратегические бомбардировщики». Если какие-то российские самолеты и войдут в наше воздушное пространство, то только те, на которых наши солдаты и наши танки будут возвращаться из Афганистана.