Каждый год на протяжении последних 29 лет высокопоставленные представители американских и турецких правительственных, военных и деловых кругов собираются в Вашингтоне, чтобы обсудить вопросы двусторонних отношений. Нынешнее заседание стало самым напряженным за все годы, что заставило некоторых политиков выразить опасение, что некогда прочные связи, связывавшие Турцию с Западом, начали ослабевать, и Анкара все больше и больше ориентирует свой геополитический курс на восток.
Вышеозначенное мероприятие, организованное Американо-турецким советом, обычно проводится весной, но в этом году оно было отложено из-за принятия комитетом Конгресса США резолюции о признании геноцида армян. Участники конференции, проведенной в новые сроки, а именно 17-20 октября, заострили внимание на обсуждении целого ряда политических разногласий.
"Не секрет, что в наших отношениях имеются определенные трудности", – отметил в своем вступительном слове бывший заместитель госсекретаря США, а ныне председатель правления Американо-турецкого совета Ричард Армитидж (Richard Armitage).
За прошедший год Турция проголосовала в ООН против предложения США о введении санкций в отношении Ирана и вместе с Бразилией выработала план решения проблемы с ядерной программой Ирана. Анкара также вызвала неудовольствие Вашингтона, проведя совместные военно-воздушные учения с Китаем. Между тем Израиль – близкий союзник США – атаковал направлявшийся в сектор Газа корабль, снаряженный турецкими активистами, что вызвало громкий протест со стороны Турции. Дополнительным поводом для недовольства Вашингтона стала приостановка процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией.
Хотя некоторая напряженность всегда присутствовала в американо-турецких отношениях, в последнее время они значительно обострились, говорит эксперт по Турции Фонда Маршалла Ян Лессер (Ian Lesser). "Обсуждения приобрели более острый характер, – отмечает он. – Одной из причин здесь является то, что вопросы двусторонних отношений, стоящие перед нами сегодня, являются особенно противоречивыми и относятся к сфере основных внешнеполитических интересов, причем это касается не только нынешней администрации, но и всей американской национальной безопасности в целом".
Несмотря на все проблемы и мрачные прогнозы некоторых экспертов, турецкие и американские чиновники заявляют, что основные стратегические интересы двух стран по-прежнему совпадают, и что нынешние проблемы носят лишь временный характер. Соединенным Штатам следует рассматривать улучшение отношений Анкары с ближневосточными странами как возможность использовать Турцию в качестве моста к этим странам, полагают некоторые специалисты. "Турецкое влияние на сопредельной территории – это плюс для наших союзников", – подчеркнул заместитель министра иностранных дел Феридун Синирлиоглу (Feridun Sinirlioğlu).
"Турция не движется в восточном направлении. Турция используует свое новообретенное влияние: она расширяет свои торговые связи, – сказал экс-конгрессмен, а ныне президент Центра ближневосточного урегулирования и экономического сотрудничества Роберт Векслер (Robert Wexler). – Так что вместо того, чтобы бояться этого нового веяния, Вашингтону следует приветствовать его, потому что способные американские дипломаты, Господь свидетель, могут воспользоваться помощью друзей, которых отличают иные подходы, иные представления и иные позиции в определенных частях мира".
Представители Турции и США сошлись во взглядах, что негативное общественное мнение в их странах, усиленное чередой последних событий, представляет собой проблему, которая может в конечном итоге нанести серьезный вред стратегическому партнерству. "Мы можем говорить себе, что нас связывают общие интересы и мы сообща решаем общие проблемы, но если мы упустим из вида факт глубоко скептического настроя турецкого общества по отношению к внешней политике США или тот факт, что американское общественное мнение в Конгрессе начинает все чаще задаваться вопросом о Турции, то мы не выполним нашу работу", – подчеркнул заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон (Philip Gordon).
"К сожалению, весенние заявления и действия Турции в отношении Израиля и Ирана только способствовали созданию политической обстановки, препятствующей продвижению вперед по целому ряду важных проектов действующей администрации, по крайней мере в краткосрочной перспективе", – заметил замминистра обороны по вопросам международной безопасности Александр Вершбоу (Alexander Vershbow).
Даже на конференции Американо-турецкого совета в ее дружеской обстановке отчетливо просматривались серьезные разногласия. Так, например, США хотели бы, чтобы Турция подключилась к созданию противоракетного щита НАТО, но Анкара испытывает неудобство в связи с открытой антииранской направленностью этой системы. "В противоположность некоторым сообщениям в прессе, мы не оказываем давления на Турцию с целью заставить ее подключиться к этой системе, – заявил один из главных выступающих на конференции, министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates). – Но мы хотели бы, чтобы на саммите в Лиссабоне Турция поддержала планы НАТО по созданию территориального противоракетного потенциала".
Турция выражает обеспокоенность, что обсуждаемые ныне в Конгрессе США санкции в отношении Ирана могут навредить многим турецким компаниям, ведущим торговлю с Ираном. По словам президента Союза торгово-промышленных палат и товарных бирж Турции Рифата Хисарджиклиоглу (Rifat Hisarcıklıoğlu), объем товарооборота между двумя странами составил в прошлом году 8 миллиардов долларов. "В качестве державы, располагающей ядерным оружием, Иран для нас неприемлем, – отметил он. – Однако имеется опасность, что последние законодательные инициативы США по санкциям в отношении Ирана могут нанести урон турецким компаниям".
В Вашингтоне же многие не доверяют приверженности Анкары американскому видению мирного урегулирования в Израиле и Палестине. "Если мы будем обелять и приукрашивать определенные неоспоримые факты…, касающиеся Хезболлы, ХАМАСа, Ирана, которые поднимаются в Турции не столь активно, как следовало бы, то это мало чем нам поможет, – отметил Векслер. – Парадоксально, но факт: мы в Америке и вы в Турции исповедуем приверженность делу ближневосточного урегулирования. ХАМАС не поддерживает этот процесс. Хезболла отвергает идею мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Точка зрения Ирана на процесс ближневосточного мирного урегулирования не сильно от них отличается – он отрицает его целиком и полностью".
Как это ни парадоксально, но отход Турции от Запада, будь то реальный или мнимый, может объясняться происходящим в стране процессом демократизации, полагают аналитики. Приход к власти Партии справедливости и развития поколебал позиции прозападных военных кругов в турецком руководстве. В результате турецкие руководители стали больше прислушиваться к общественному мнению.
"Популистский (а не восточный и не исламистский) – вот термин, наиболее точно отражающий суть нынешнего внешнеполитического курса Турции. Руководство действительно прислушивается к турецким опросам общественного мнения, – говорит эксперт по Турции Национального военного колледжа США Омер Таспинар (Ömer Taşpınar). – А при существующем уровне неприятия Турции в США это создает проблемы для [турецкого] правительства. Турция становится более демократичной, более уверенной в себе страной, но тот факт, что ее общественное мнение не слишком благоволит США, создает проблему для властей".
По мнению эксперта, приостановка ратификации Турцией и Арменией поддерживаемых США протоколов о нормализации двусторонних отношений является одной из причин разочарования американских политиков в Турции. "Когда президент США вкладывает в Турцию столько политического капитала, начинается процесс взаимодействия, но в результате Турция не делает ответного шага в отношении Армении, а потом и Ирана, в Вашингтоне начинают всерьез задаваться вопросами", – говорит он. Аналогичные сомнения начинают обуревать и Анкару, добавляет он.
"Почему Турция всегда должна быть на стороне США, когда американская внешняя политика далеко небезупречна?"