Являясь вынужденным союзниками в войне против терроризма, США и Пакистан еще никогда не были так близки к разрыву как за последние несколько недель. В то же время обеим странам жизненно необходима помощь друг друга в заключительной фазе афганского конфликта, уравнении со множеством неизвестных, которые Вашингтон и Исламабад стремятся решить в рамках стартовавшего в среду в столице США третьего раунда пакистано-американских стратегических переговоров.
Как и во время первой встречи в марте этого года американскую делегацию возглавляет госсекретарь Хиллари Клинтон. Представителей Пакистана по-прежнему ведет министр иностранных дел страны Шах Мехмуд Куреши. Как и весной, его сопровождает всемогущий глава пакистанских вооруженных сил генерал Ашфак Каяни. Тем не менее, тон диалога претерпел значительные изменения.
Пакистанцы открыто идут в наступление. «Мы будем сражаться вместе с вами, чтобы добиться общих целей, и в частности выжечь рак терроризма, который угрожает всем мировым цивилизациям. Но как и всякая уважающая себя нация, мы считаем приоритетной задачей защиту наших национальных интересов», - заявил Куреши во вторник во время своей речи в Гарвардском университете.
При этом все большее число наблюдателей склоняется к тому, что «национальные интересы» Пакистана в регионе значительно отличаются от интересов США. С тех пор как Барак Обама дал понять, что Америка может начать вывод войск в июле 2011 года, Исламабад не перестает заявлять о себе, чтобы занять освободившиеся в результате политические позиции в Кабуле. Ему противна сама мысль о том, что Индия может закрепиться в Афганистане, то есть стране, которую он всегда считал чем-то вроде своего заднего двора. Чтобы исключить любой неприятный сюрприз, генерал Каяни в начале года сам бросился грудью на амбразуру. Его идея состоит в том, чтобы превратить Пакистан в важнейшего посредника в неизбежных переговорах с талибами.
Порадовавшись такому предложению, Вашингтон все же быстро осознал, что доверять Пакистану ключи от Афганистана может быть довольно опасным делом. Доказательством тому может служить всплывшая на днях информация о существовании прямых переговоров талибов и афганского правительства при поддержке НАТО. На прошлой неделе командующий международной коалицией генерал Дэвид Петреус самолично признал, что без помощи НАТО «лидерам талибов не удалось бы попасть в Афганистан и тем более добраться до Кабула». Другими словами, это означает, что руководство Талибана действительно находится на пакистанской территории. В руководстве НАТО пошли еще дальше и заявили несколько дней назад о том, Усама бен Ладен и его сторонники ведут довольно-таки приятную жизнь на северо-западе Пакистана, где они якобы пользуются защитой местных жителей и пакистанских спецслужб. В то же время в США прекрасно понимают, что у переговоров Кабула с талибами будут хоть какие-то шансы на успех только в том случае, если боевиков удастся существенно ослабить. И для этого им как раз и необходима помощь Исламабада. Уже много лет США пытаются надавить на Пакистан с тем, чтобы он выбил талибов и Аль-Каиду из их убежищ на своей территории. Безрезультатно.
Большой чек
В отношениях Америки и Пакистана появилась заметная напряженность после того, как США решили сделать всю работу сами. В первую очередь это вылилось в увеличение числа полетов беспилотников над племенными зонами. Вторжение натовского вертолета в племенную область Куррам (два пакистанских солдата были убиты) разожгло тлеющие угли: Исламабад на десять дней заблокировал транзит через свою территорию грузовиков со снабжением для сил НАТО.
Представители Пакистана заявили, что намерены детально обсудить эти вопросы в ходе переговоров. Американцы же, вероятно, ответят на них подписью под большим чеком, как под предлогом военного сотрудничества, так и помощи пострадавшим во время летних наводнений...