Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не стоит переоценивать перезагрузку между Евросоюзом и Россией

© коллаж ИноСМИроссия европа газопровод
россия европа газопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя американская политика перезагрузки оказалась небезуспешной, лидеры Евросоюза должны очень четко понимать, что может, и что не может дать Европе перезагрузка отношений с Россией. В частности, Евросоюзу не следует ждать, что Россия в случае такой перезагрузки изменит свои стратегические приоритеты.

18-19 октября лидеры Франции, Германии и России встретились в Довиле, чтобы обсудить будущее экономическое сотрудничество между Европейским Союзом, НАТО и Россией. Некоторые журналисты из американских и европейских СМИ сочли встречу, посвященную будущему взаимодействию, началом европейско-российской перезагрузки, аналогичной американской стратегии, начало которой было положено в марте 2009 года. Сторонники этой идеи, ссылаясь на ряд политических успехов и на общую тенденцию к смягчению российской внешней политики в последние 20 месяцев, утверждают, что стратегия такого рода пошла бы Европе на пользу.

Основные цели российского государства определились еще в 1999 году, когда российский премьер-министр Владимир Путин впервые стал президентом. Они сводятся к борьбе с характерными для 1990-х годов приватизацией и децентрализацией власти, передаче всех политических рычагов Кремлю, возвращению России в число ведущих игроков на мировой арене и восстановлению господства над бывшими советскими республиками. Ни Евросоюзу, ни США эти цели не нравятся.

Хотя американская политика перезагрузки оказалась небезуспешной, лидеры Евросоюза должны очень четко понимать, что может, и что не может дать Европе перезагрузка отношений с Россией. В частности, Евросоюзу не следует ждать, что Россия в случае такой перезагрузки изменит свои стратегические приоритеты. Чтобы понять, почему это вряд ли произойдет, нужно рассмотреть, на что была нацелена перезагрузка между Россией и Америкой, и чего она в итоге достигла.

Задачей американо-российской перезагрузке было снизить напряженность между двумя странами, отношения между которыми достигли низшей со времен холодной войны отметки, и определить области, представляющие взаимный интерес. В международной дипломатии такие цели считаются легко достижимыми. Фактически, политические элиты России и США сейчас неявно признают, что есть множество областей, в которых между ними существуют серьезные политические разногласия, однако обеим сторонам выгоднее в настоящий момент фокусироваться на других вопросах.
 
Насколько такая политика оказалась успешной? Россия подписала новый Договор СНВ, обновляющий режим обоюдных ядерных ограничений, разрешила транзит солдат и грузов НАТО через свою территорию и воздушное пространство, приняла участие в международных попытках изолировать Иран и дала понять, что она может поддержать европейскую систему обороны против баллистических ракет. Все это соответствует американским интересам и является победами администрации Обамы. Однако, рассматривая выгоды перезагрузки, Европе следует учитывать, что ни одна из американских внешнеполитических побед за последних 20 месяцев не подрывает вышеуказанные фундаментальные российские интересы и не предполагает их смены. У нас нет оснований думать, что Россия, скажем, воздержится от очередной газовой войны с Украиной, от настоящей войны с Грузией или от едкой антизападной риторики, если она решит, что все это в ее интересах.

Чего не смогла достичь политика перезагрузки? Возможно, хуже всего то, что она не смогла помешать российским властям вытеснять на обочину оппозиционные партии и затыкать рот инакомыслящим. Бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов сейчас отправился в США, чтобы донести эту мысль до американцев. Если «перезагрузка» станет основой отношений между Евросоюзом и Россией, за скобками могут остаться вопросы о нарушениях прав человека и гражданина, которые совершаются российской властью или при ее попустительстве. Если европейцы хотят приблизить Россию к нормам либеральной демократии, они должны понимать, что в этом отношении перезагрузка оказалась неэффективной.

Сторонники перезагрузки часто указывают на общее смягчения в последние два года российского поведения на международной арене. Однако это смягчение не следует переоценивать по двум причинам. Во-первых, в сфере международных отношений два года – это слишком короткий срок, чтобы делать выводы об эффективности политики или предсказывать будущее поведение. В сущности, два года назад в Грузии только прекратилась стрельба. Между тем, Россия продолжает держать войска в двух сепаратистских регионах Грузии – Южной Осетии и Абхазии, - нарушая тем самым территориальную целостность суверенного государства. Во-вторых, смягчению российской внешней политики есть и другие убедительные объяснения помимо американской перезагрузки.

Снижение цен на сырье ослабило финансовые позиции России, экспортирующей нефть и природный газ, и ограничило ее возможности на международной арене. Вдобавок, на Украине больше нет враждебного России правительства, а Грузию – антироссийски настроенного союзника Запада – Россия разгромила в войне 2008 года. Наконец, с каждым годом в России слабеет инакомыслие, и уменьшаются шансы оппозиционных партий оказать политике Путина любое сопротивление, кроме сугубо символического. У нас нет оснований считать, что тенденция к смягчению не исчезнет и Кремль не обратится к своим прежним тактикам защиты своих интересов в случае, если что-либо из этих обстоятельств изменится.

Разумеется, налаживать дипломатические отношения и искать пространство для компромиссов всегда полезно, и европейско-российская перезагрузка может послужить именно этим целям. Подобные шаги могут даже помочь разрешить некоторые более трудные вопросы. Однако ни европейцы, ни американцы не должны думать, что плоды «перезагрузки» означают фундаментальное изменение российских целей или тактики.