Если на выборах в Конгресс 2 ноября республиканцы одержат крупную победу, то попыткам президента Барака Обамы «перезагрузить» отношения с Россией может быть дан окорот; также возможно занятие в межпартийном порядке жесткой позиции в отношении Китая.
Несмотря на то, что в предвыборной кампании международным отношениям уделялось мало внимания, исход выборов, скорее всего, окажет большое влияние на этом фронте.
Если в Конгрессе станет больше республиканцев, то президенту, возможно, придется затормозить выполнение своих планов вывода войск из Афганистана к июлю, занять еще более жесткую позицию по отношению к Ирану, подозреваемому в стремлении заполучить ядерное оружие, а также ослабить давление на Израиль в переговорах с палестинцами.
США основательно увязли в ситуации вокруг Ирана, но медленно нарастающие конфликты с Китаем, скорее всего, в наибольшей степени могут спровоцировать США на резкие движения, особенно после выборов, если республиканцы наберут силу.
Республиканцы традиционно занимают более жесткую позицию в вопросах торговли и баланса, а именно эти вопросы, очевидно, самые важные в отношениях с Пекином.
«Есть убежденность, что США должны отреагировать на целый ряд провокаций Китая», — считает президент Фонда Карнеги за международный мир Джессика Мэтьюс (Jessica Matthews).
Китай грызется не только с США, но и со многими их партнерами по международной торговле, а причина ссоры — постоянно занижаемый Пекином курс китайской валюты. Из-за этой процедуры китайские товары уходят за границу дешевле, а в самом Китае импортные товары становятся дороже.
Частично это объясняется чрезмерным дефицитом внешнеторгового баланса между США и Китаем. Политики в Вашингтоне часто обращаются к этой теме, потому что их раздражает их собственная неспособность оживить экономику США.
«Дело не в идеологии, а в деньгах», — считает старший сотрудник Совета по международным отношениям США Уэйн Мерри (Wayne Merry). — «Слово “протекционизм” скоро перестанет быть ругательным. Еще год назад это было ересью, а через год станет нормой».
Мерри предсказывает, что Вашингтон начнет накладывать на Пекин какие-либо торговые санкции за манипуляции с курсом валюты.
Вероятна поддержка республиканцами в новом составе Конгресса занятой администрацией Обамы более прямой позиции в отношении стратегических интересов, связанных с торговыми путями около Китая. Кроме того, американцы выражали недовольство в связи с агрессивностью Пекина в вопросах, связанных с лежащими в этих водах спорными островами.
Но внешнеполитический курс Обамы может подвергнуться критике из-за отношений с Россией. Многие консерваторы так и не избавились от восходящего к временам «холодной войны» недоверчивого отношения к Москве, что еще больше осложнит стоящую перед администрацией задачу обеспечить ратификацию Сенатом договора о сокращении стратегических вооружений (он же новый СНВ), подписанного Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым в апреле.
Вряд ли у республиканцев появится в Сенате большинство (сейчас они уступают демократам по количеству мест: 58 против 41), однако разрыв, возможно, существенно сократится. Сенат должен ратифицировать все международные договоры, причем для успешной ратификации требуется 67 голосов «за».
Возможно, со следующим составом Конгресса это будет невозможно, но через тринадцать дней после выборов будет еще завершающие слушания перед роспуском, и тогда будет шанс на ратификацию. На слушаниях будут присутствовать сенаторы, которые точно лишатся своих мест в результате выборов, и у них будут менее сильные политические мотивации.
Русские ясно дали понять, что стремление Обамы улучшить отношения теоретически выгодно обеим странам, но зависит от его способности обеспечить ратификацию нового договора СНВ. Договор этот предусматривает крупные сокращения арсеналов ядерных вооружений.
Вашингтон занят двумя войнами, иракской и афганской, но эти дорогостоящие и кровопролитные мероприятия в этом году привлекают к себе мало внимания. Демократы уже теряют терпение — афганский конфликт длится уже десятый год — и Обама, вероятно, столкнется с трудностями, пытаясь обеспечить поддержку республиканцев своей военной политике; его будут пытаться заставить отказаться от планов начать вывод войск в июле или же отложить их осуществление на будущее. По вопросам войны и мира республиканцы обычно занимают более жесткую позицию.
Иракская война (если не будет внезапных всплесков крайне насильственных действий) практически перестала привлекать внимание американцев; летом из страны ушли последние боевые войска, а к концу следующего года должны уйти вообще все.
Что касается Ближнего Востока, то здесь большой успех республиканцев, скорее всего, обойдется Обаме в потерю некоторого количества пространства для маневра при его посреднической деятельности во время мирных переговоров между Израилем и палестинцами. Президент достаточно сильно давит на израильтян, особенно активно требуя от них прекратить застраивать Иерусалим и Западный берег реки Иордан.
При всем этом, возможно, Обама обнаружит, что в своих действиях в отношении Ирана и проекта создания ядерного оружия, в котором его подозревают, он получит поддержку благодаря незаметному и удивительному сближению национальных интересов арабов и Израиля, связанному с Ираном.
Израильтянам Иран угрожает напрямую; его лидеры говорили, что еврейское государство должно быть уничтожено. Арабов же очень беспокоит, что появление у Ирана ядерного оружия поставит с ног на голову расстановку сил на Ближнем Востоке.
То, что эти тревоги пересекаются, может сделать обе стороны более гибкими и облегчить процесс переговоров с палестинцами, которые очень сильно зависят от поддержки своих братьев-арабов.
Как бы ни обернулись дела на внешнеполитическом фронте после ноябрьских выборов, Обама не сможет спастись от недружественно настроенного и парализованного разногласиями Конгресса, занявшись мировыми делами.
Другие президенты на его месте уже пробовали так делать. Но экономика заставит президента обратить на себя внимание.