Два самых больших игрока на международной арене – НАТО и ЕС – стоят на пороге выбора альтернативных путей развития, не совпадающих в главном – нахождении партнеров за рамками объединений. Касательно актуальных направлений - России, Китая и Турция - общей политики Североатлантический альянс и Европа не выработали. Ясность проявляется только в одном: бывшие республики СССР хоть и пользуются вниманием, но еще долго не вступят в тесное сотрудничество с НАТО и ЕС. Эксперты и журналисты высказывают на эту тему всевозможные точки зрения.
«Надо не «расширять Европу», а просыпаться» - таков вердикт, вынесенный бывшими европейскими и американскими послами в постсоветских странах Денисом Корбоем, Уильямом Кортни и Кеннеомт Ялоуицем в совместной статье, опубликованной на сайте Open Democracy. Они доказывают, что, с точки зрения экономического развития и безопасности, расширение сотрудничества будет прогрессивно и полезно, однако отмечают, что о вступлении бывших советских республик в альянсы речи не идет. Новые соглашения должны предусматривать свободный доступ к рынкам ЕС и дополнительную поддержку инвестиционной деятельности. Кроме того, в целях придания уверенности инвесторам необходимо предусмотреть соблюдение Энергетической хартии. И НАТО, и ЕС должны предложить двенадцати постсоветским странам полномасштабный диалог в области обеспечения безопасности, пишут бывшие дипломаты.
Ответом на этот материал является публикация в канадском блоге The Kremlin Stooge под заголовком «Реальность: что за чудо-концепция!». Автор делится своими мыслями по поводу заключений и выводов, сделанных «авторитетными и заслуженными людьми». Решительно не соглашаясь с тем, что некоторые страны бывшего советского блока «достойны», с точки зрения экономической и политической взаимной выгоды, вступления в НАТО и ЕС (наибольший упрек слышится в адрес Грузии и попыток дипломатов «почистить обстрелянный тухлыми яйцами грузинский пиджак»), блоггер все же соглашается с тем, что сотрудничество необходимо – «полбуханки хлеба лучше, чем ни крошки». Но, на самом деле, «суть заинтересованности во вступлении Грузии в НАТО сводится к тому, чтобы ткнуть России пальцем в глаз. А НАТО заинтересовано в принятии на себя ответственности за несколько миллионов обнищавших грузин ничуть не больше, чем Россия». В конце концов «нас убеждали, что Россия хочет захватить Грузию. Если это так, почему же она просто не взяла ее в 2008 году? Потому что грузинская армия оказала сопротивление?», - риторически завершается пост.
«Большая Европа» действительно находится на перепутье: прошло двадцать лет после падения «железного занавеса», а она все еще не в состоянии объединиться, став поистине глобальной силой, считает политолог Федор Лукьянов. Каждая из трех ее частей – Россия, Европейский Союз и страны между ними – находится в кризисе. Причины и формы этих кризисов разные, но последствия почти идентичны. В статье для проекта Project Syndicate автор описывает два сценария, по которым могут развиваться взаимоотношения ЕС и России. У каждой из сторон имеются свои преимущества, поэтому соперничество между ними может оказаться острым. И если политическая ситуация будет характеризироваться противостоянием, то «большой Европе», разрываемой коренящимися в ее прошлом конфликтами, придется играть второстепенную роль на мировой сцене. Во втором сценарии России и ЕС предлагается объединить свои усилия и начать сотрудничать. Таким образом, «большая Европа» сможет претендовать на лидирующую роль в решении международных проблем.
Во французском деловом издании Les Echos опубликован материал, в котором утверждается, что у России нет иного выхода, кроме как сближаться с Европой. Москва больше не думает о том, чтобы «разделять и властвовать». Холодная война осталась для нее в далеком прошлом. Однако Москва активно ведет диалог с Западом, не только потому, что может ощутить свою значимость в диалоге с Вашингтоном, Парижем, Берлином, но также потому осознает свое огромное отставание от Пекина. России нужны инвестиции Запада и, прежде всего, Европы, которые, в свою очередь, видят в ней одного из важнейших партнеров. Позиции режима Путина еще никогда не были столь прочны, констатирует автор статьи.
Тем временем в рамках своей новой стратегии Североатлантический альянс стремится к углублению взаимодействия с Китаем. Однако, как пишет газета China Daily со ссылкой на профессора Института Америки Китайской академии наук Дао Веньчжао, есть лишь слабая надежда на то, что Китай всерьез рассмотрит предложение о сотрудничестве с НАТО: «НАТО идет на временное укрепление отношений с Китаем лишь для того, чтобы получить значительную поддержку от Китая для разрешения сложной ситуации в Афганистане. Пекин поддерживает антитеррористические операции, но при этом строго придерживается курса неприсоединения ни к каким военным организациям. Да и к тому же - Китай еще помнит о холодной войне, и вряд ли будет сотрудничать с НАТО».
Внешняя политика России, выраженная в однозначном движении на Запад, в данный момент находится под влиянием двух факторов: помимо страха перед Китаем, есть еще и императив модернизации. Тем не менее, как отмечает в статье, опубликованной в газете Moscow Times, публицист и автор книг о Сталине и Сахарове Ричард Лури, у Москвы двойственное восприятие западной цивилизации и соответственно неоднозначная выработанная позиция по отношению к этим странам. Россия заинтересована в западном капитале, ноу-хау, договорах о безопасности, но не в западных ценностях. Москва может сделать небольшое количество уступок – таких, например, как сокращение тюремного срока для бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Однако Россия определенно намерена улучшить экономические и правовые условия для привлечения в страну инвестиций, и Лури - впервые за долгое время - «оптимистично настроен относительно этого медведя».
Пока же, как сообщает газета Los Angeles Times, российская прокуратура просит для Ходорковского 14 лет тюремного заключения: бывшего нефтяного олигарха, уже отбывающего срок за уклонение от уплаты налогов, теперь обвиняют в хищении и отмывании денег. Его адвокаты утверждают, что за обвинениями стоят политические мотивы. «Нынешнее судопроизводство многие обозреватели расценивают как референдум по вопросу о том, изменилась ли Россия с тех пор, как на посту президента Путина сменил Дмитрий Медведев, юрист, сетующий по поводу коррупции судебной власти и судебного произвола, который он называет «правовым нигилизмом», отмечается в газете.
Большинство СМИ, освещающих внутреннюю политику России, делают акцент на том, что стартовала предвыборная кампания - 2012. Главная коллизия: команда премьера и команда президента – кто кого одолеет?
Русская служба Би-би-си передает слова главы Института современного развития Игоря Юргенса, считающего, что на президентские выборы 2012 года должен идти только нынешний российский лидер Дмитрий Медведев. По мнению эксперта, задача Медведева - реализовать в России заявленную программу модернизации, а для этого ему нужно остаться на посту главы государства. Наблюдатели видят в заявлении Юргенса своеобразное начало первичного выдвижения кандидатов в президенты, промежуточным итогом которых станут парламентские выборы 2011 года. После них, скорее всего, будет принято решение о том, кто именно из дуумвирата будет участвовать в президентской кампании. «Тогда и станет понятно, кто встанет у руля власти на следующие шесть, а при определенном раскладе - и на двенадцать лет», - указывают аналитики. Увеличение президентского срока в данном случае означает, что не прошедший выборную гонку утратит шансы когда-либо возглавить страну.
Испанская газета ABC пишет, что предвыборная подготовка, по крайней мере, одного из членов тандема, а именно Путина, определенно началась. Испанцы делают этот вывод на основании того, что председатель кабинета министров России Владимир Путин объявил на этой неделе о двух мерах явно популистского толка: речь идет о самой крупной программе приватизации за последние десять лет и об эмбарго на экспорт зерна. В обоих случаях Путин стремится предотвратить рост недовольства среди населения страны. Несколько лет тому назад он заключил негласное соглашение, в соответствии с которым граждане не требуют проведения политических реформ в обмен на последовательное повышение своего уровня жизни. Однако в последнее время это соглашение не работает, поскольку за прошедшие два года уровень безработицы резко вырос, в то время как инфляция привела к значительному удорожанию стоимости жизни и резкому снижению покупательной способности среднестатистического россиянина.
В стране, где свобода печати ограничена, оппозиция подавлена, а государственные телеканалы ведут пропаганду, сильно напоминающую советские времена, трудно точно судить, насколько в действительности популярны Путин и его наследник Медведев, замечает итальянская газета La Stampa. Как бы они себя чувствовали при настоящей демократии? Нет сомнения, что их индекс популярности резко снизился бы. В действительности, однако, Путин очень популярен среди миллионов русских, которые видят в нем сильного человека действия, который восстановил гордость России в мире, бросал вызов тиграм, летал на боевых самолетах. Было массовое выступление прокремлевской молодежи, потом пришел черед популярной песенки «Такого как Путин». А в начале этого месяца культ личности Путина достиг новых вершин, когда двенадцать российских красоток, учащихся на факультете журналистики МГУ, опубликовали календарь ко дню рождения премьер-министра, которому исполнилось 58 лет. Конечно, ничего странного в этом нет: в конце концов, кому же не нравятся супермены, приходит к выводу автор статьи.
Когда в 2004 году президент Чечни Ахмад Кадыров - лицо кремлевского проекта «чеченизации» - был убит, власть досталась его сыну Рамзану. Сейчас правозащитные организации обвиняют его в инициации пыток, похищений и убийств, причем не только в Чечне, но и в отношении инакомыслящих за границей. В интервью американскому журналу Newsweek Кадыров рассказал о том, кто финансирует возрождение ислама в Чечне и почему Чечне не нужна независимость от России: «От независимости у нас не было ничего, кроме неприятностей. Мне не надо, чтобы Чечня была независимой от России. Единственное, о чем я прошу (Москву), - чтобы мне дали свободно сражаться с бандитами». На вопрос, кого бы он хотел видеть президентом в 2012 году, ответ прозвучал: «Путин» «Те, кто критикует Путина, - это не люди, это мои личные враги. Пока Путин за меня, я могу делать все, что угодно», - заявил глава исламской республики.