ПАРИЖ – Раньше Соединенные Штаты возвращали своенравных членов НАТО обратно в стойло свистком или окриком. Они решали, что является отходом от общей доктрины, и это решение становилось законом.
Когда администрация Обамы начала топать ногами на сей раз, по стойке "смирно" не встал никто.
Наоборот, Германия и Франция, проведя на прошлой неделе на севере Франции в Довиле встречу с Россией, дали понять, что намерены превратить такие трехсторонние "междусобойчики" по вопросам международной политики и безопасности в регулярное мероприятие. Они даже намерены приглашать на них других "партнеров". Как указывают дипломаты из двух этих стран, в будущем участницей таких встреч может стать Турция.
Это похоже на попытку решать проблемы европейской безопасности на определенном удалении от НАТО. Это также похоже на готовый рецепт, который поможет России – и это абсолютно никакая не новость – настраивать европейских союзников против Соединенных Штатов, а также НАТО против Европейского Союза.
Но в этом теоретическом отступничестве от евроатлантической солидарности есть и другие детали. В июне Ангела Меркель выступила с предложением о том, чтобы Евросоюз и Россия создали свой собственный комитет по вопросам политики и безопасности; а президент Николя Саркози озвучил в Довиле намерение создать общее экономическое пространство ЕС и России с "общей концепцией безопасности".
А прямо накануне встречи в Довиле российский представитель в ЕС Владимир Чижов опередил планы Меркель/Саркози и заявил репортеру, что Россия теперь хочет официально оформить свои отношения с действующим комитетом ЕС по внешней политике и безопасности. "Не думаю, что буду присутствовать на каждом заседании комитета, - заявил он, - но должен быть создан некий механизм, позволяющий нам предпринимать совместные шаги".
А что касается топавшей ногами администрации Обамы, то все свелось к заявлению ее высокопоставленного представителя, который сказал: "С каких это, интересно, пор европейская безопасность не касается Америки, а является вопросом, решать который должны Европа и Россия? Мы 70 лет были в центре европейской безопасности, и теперь странно слышать, что это США больше не касается".
И что, последовал взрыв искреннего европейского раскаяния? Я спросил об этом одного официального представителя Германии. Он начал говорить о преданности Германии и Франции НАТО. Он также сказал: "Я понимаю, что у Америки есть подозрения".
"Однако, - продолжил он, - Соединенные Штаты должны примириться с тем, что времена меняются. Примеры тому существуют. Почему бы Америке не согласиться с нашей точкой зрения в этом отношении?"
Этот человек не стал уточнять данную точку зрения, но существуют вполне очевидные факторы, объясняющие французские и германские инициативы.
Главный фактор – это кажущаяся незаинтересованность президента Барака Обамы в Европе и отсутствие с ней точек соприкосновения. Довольно символичным в этом плане стало отсутствие Обамы на церемонии в Берлине в честь окончания холодной войны, а также его отказ от участия во встрече с новым президентом ЕС.
В то же время, американская перезагрузка в отношениях с Россией и готовность администрации относиться к президенту Дмитрию Медведеву как к потенциальному партнеру Запада дали французам и немцам ощущение того, что они могут поступать в соответствии с собственными представлениями о происходящих в Москве переменах.
Согласно таким европейским представлениям, Соединенные Штаты сегодня существенно зависят от России, которая предоставляет им маршруты снабжения войск в Афганистане, а также пусть и нерешительно, но усиливает давление на Иран. А поскольку администрация изображает перезагрузку в качестве достижения внешней политики США, вашингтонская критика в адрес России сведена к минимуму.
Задумайтесь над следующим парадоксом. Чем активнее Россия выдвигает в качестве условия для заключения нужных французам и/или немцам сделок (здесь уместен пример французского предложения поставить Москве десантные корабли "Мистраль") свое участие в процессе принятия решений по вопросам безопасности на уровне ЕС, тем больше усиливается впечатление, что администрация свои жалобы на складывающуюся ситуацию сгружает на плечи европейцев.
Вот пример. Постоянный представитель США в НАТО Иво Даалдер (Ivo H. Daalder) выступил на прошлой неделе в Париже с речью. В ней он не сказал ни слова о маневрах русских, однако назвал "весьма озадачивающим" и "очень странным" тот факт, что "у НАТО нет реального стратегического партнерства с ЕС".
Весьма справедливо. С другой стороны, Россия получает зачеты один за другим. Десять дней назад Медведев предложил руководителю Венесуэлы Уго Чавесу помощь в строительстве первой в стране атомной электростанции. Госдепартамент выразил обеспокоенность по поводу передачи ядерных технологий "странам, которые не должны иметь такие технологии" – но тут же добавил (озадачив многих), что отношения Венесуэлы и России (страны, которая долгие годы обеспечивала Иран ядерными материалами и технологиями) "это не наше дело".
На прошлой неделе произошло нечто подобное из той же серии. Когда Медведев на церемонии в Кремле вручал высокие награды группе разведчиков-нелегалов, выдворенных в июле из США, представитель Госдепартамента отказался отвечать на вопрос журналиста по этому поводу со словами "без комментариев". Вашингтон также предпочитает ничего не говорить о том, что Медведев поддерживает план президента Саркози (он вновь заявил о такой поддержке в Довиле), который в следующем году станет председателем "большой двадцатки". План этот предусматривает снижение роли доллара как мировой резервной валюты.
После Довиля американцы предпочли аплодировать решению Медведева приехать в ноябре на саммит НАТО в Лиссабон, который состоится после выборов в американский Конгресс. Вряд ли он объявит об участии России или о ее поддержке предложенной США системы европейской ПРО, которая должна укрепить предположительно неразрывное трансатлантическое будущее альянса. Однако появление российского президента в качестве гостя на главной натовской площадке можно рассматривать как важный сигнал о начале подлинного сотрудничества.
И все же, несмотря на озабоченность американцев по поводу самостоятельных взаимоотношений Европы с Россией, со стороны администрации не прозвучало ни одного соответствующего публичного заявления с призывом внимательно и осторожно следить за попытками Москвы посеять семена раздора между НАТО и ЕС. По мнению бывшего высокопоставленного представителя Госдепартамента Дэвида Крамера (David J. Kramer), который отвечал за отношения с Россией, новые обстоятельства демонстрируют, что "у русских гораздо больше, чем нужно, рычагов воздействия на отношения с США".
В таких обстоятельствах весьма неожиданно прозвучало заявление источника из окружения французского президента накануне встречи в Довиле. Он поставил большой знак вопроса (больше, чем обычно ставит Вашингтон) рядом со стремлением Франции создать "на Западе надежную основу" из "слабых" сигналов о переменах в России.
"У нас нет гарантий, что это постоянные стратегические изменения", - сказал это представитель из Елисейского дворца.