Россияне с ним плохо сотрудничали, а польский министр внутренних дел Ежи Миллер в их присутствии даже унизил его. Эдмунд Клих, вернувшись из Москвы, жалуется сейму. Вчера вечером он сказал, что сотрудничество в выяснении причин смоленской катастрофы ухудшилось после публикации в Польше стенограммы переговоров в кабине пилотов.
Со среды, с момента передачи россиянами доклада по катастрофе президентского Ту-154, Эдмунд Клих больше не аккредитован при российской комиссии - МАК.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Господин полковник, какие у Вас были замечания по докладу?
ЭДМУНД КЛИХ: Нет замечаний. Я его еще не читал.
Спустя несколько минут после этих слов он в первый раз подводил итоги своего сотрудничества с российской стороной и в первый раз так прямо.
ЭДМУНД КЛИХ: Мы не получили конкретных ответов на поставленные ранее вопросы... По сей день мы не получили записи регистрирующих приборов... До сих пор мы не получили записей переговоров в диспетчерской... Сообщили, что записей «черных ящиков» самолета мне не дадут.
Эти несколько секунд передают атмосферу всего многочасового заседания комиссии сейма.
ЕЖИ ПОЛЯЧЕК, депутат сейма: Я прошу, чтобы Бюро правительственной охраны с этого дня взяло господина Клиха под охрану, учитывая значимость переданной им на этом заседании информации.
Сотрудничество - сначала в Смоленске, затем здесь, в Москве - ухудшилось, когда СМИ опубликовали расшифровки переговоров в кабине пилотов. Эдмунд Клих говорит, что российские коллеги перестали приглашать его на свои совещания.
Это папка с предложениями и просьбами, которые, по его словам, не были удовлетворены. Польские эксперты не могли наблюдать за контрольными посадками в Смоленске.
ЭДМУНД КЛИХ: Я сразу, как ознакомился с результатами, сказал, что прошу не винить нас, если не будет сведений о том полете, так как нам представили некоторые ложные данные.
Не получили мы фотоснимков из диспетчерской, сделанных во время контрольной посадки Ту-154.
ЭДМУНД КЛИХ: Когда мы их попросили, нам ответили, что, к сожалению, этого сделано не было.
По словам Клиха, мы не получили копий записей с переговорами диспетчеров аэродрома между собой, с экипажем самолета и телефонных звонков, сделанных 10 апреля. На официальную жалобу был получен такой ответ.
ЭДМУНД КЛИХ: А в конце - курьезное мнение, которое меня сильно раздосадовало, такое утверждение: «И следовательно ваши действия приводят к затягиванию сроков проведения расследования причин катастрофы...»
Мы подчеркнем, что это все сообщил представитель польской комиссии по авиационным происшествиям, который был аккредитован при Межгосударственном авиационном комитете.
РЫШАРД КАЛИШ, председатель комиссии справедливости и прав человека сейма Польши: Нельзя преждевременно утверждать, что этот конфликт повлиял на содержание доклада, но также этого нельзя исключать.
ЕЖИ ПОЛЯЧЕК, депутат сейма: Проект доклада, переданный польскому правительству, не соответствует критериям, требованиям и нормам.
Мы сегодня пытались связаться с министром внутренних дел. Теперь Ежи Миллер, глава польской комиссии, расследующей причины катастрофы Ту-154, отвечает за составление замечания к российскому докладу.
ЕЖИ МИЛЛЕР, Министр внутренних дел Польши: Профессионализм тут не пострадает, уже только потому что у нас нет доступа к информации.
Это было сказано вчера, а сегодня в беседе с «Фактами» пресс-секретарь МВД Польши сказала, что вчерашние слова Миллера ведомство не комментирует. А также эти слова.
ЭДМУНД КЛИХ: Господин министр Ежи Миллер дважды унизил меня в присутствии россиян.
По словам Эдмунда Клиха, это случилось, когда министр запретил ему принимать участие во встрече, на которой россияне передавали записи с «черных ящиков». Премьер-министр высказанные вчера жалобы и обвинения притушил.
ДОНАЛЬД ТУСК, премьер-министр Польши: Я считаю, это только свидетельствует о том, что нелегко работать с Эдмундом Клихом. Я сам не раз с этим сталкивался.
Похоже, следующим гостем на совместном заседании комиссий по инфраструктуре и справедливости будет Ежи Миллер.
Перевод выполнен ИноТВ.