Если небольшая армия политических прорицателей в лице социологов, ученых аналитиков и партийных деятелей права в своих прогнозах, то результаты назначенных на 2 ноября промежуточных выборов станут огромным разочарованием для президента США Барака Обамы и его Демократической партии. За неделю до голосования все сходятся во мнении о том, что хотя демократы сохранят свой контроль в Сенате, их большинство уменьшится с 18 до 4-6 мест. А вот в палате представителей республиканцы могут одержать чистую победу. Получив там примерно 50 мест, они смогут взять ее под свою власть, создав большинство в 10-12 мандатов.
Новая диспозиция на Капитолийском холме вне всяких сомнений окажет драматическое воздействие на внутреннюю политику президента Обамы во второй половине его срока. Корректировке могут подвергнуться и внешнеполитические приоритеты администрации, что заставит народ по всему миру пристальнее присматриваться к ее действиям. В частности, предстоящая "республиканизация" Конгресса уже вызывает у некоторых российских политиков и аналитиков беспокойство по поводу возможного нового охлаждения в американо-российских отношениях. Эту общую обеспокоенность выразил недавно Константин Косачев, возглавляющий комитет Государственной Думы по международным делам.
Москва опасается, что первой жертвой меняющегося политического расклада в Вашингтоне станет ожидающий ратификации в Сенате новый договор СНВ, который был подписан в апреле президентом Обамой и его российским коллегой Дмитрием Медведевым. Согласно популярным на сегодня аргументам, для ратификации договора в Сенате требуется как минимум 67 голосов. В настоящее время у демократов там всего 59 мест, следовательно, им нужно по меньшей мере восемь голосов республиканцев. Если демократическое большинство в Сенате сократится, то администрации Обамы надо будет получить не восемь, а 14-15 голосов сенаторов из Великой старой партии. А такая миссия практически невыполнима, если учитывать нынешнюю политическую ситуацию в Вашингтоне.
Подобная арифметика страдает чрезмерным упрощенчеством, хотя на первый взгляд она кажется правильной. Американо-российские договоры о сокращении стратегических вооружений традиционно пользуются в Сенате солидной поддержкой. Например, договор СНВ-2 был ратифицирован в 1996 году большинством голосов, составившим 87 против 4. Есть масса свидетельств того, что многие эксперты по внешней политике из республиканских рядов положительно оценивают и новый договор СНВ. Целая когорта знаменитостей из предыдущих американских администраций, таких как Генри Киссинджер, призывает Сенат без промедлений ратифицировать договор. Новый СНВ также находит поддержку у военных, в числе которых министр обороны республиканец Роберт Гейтс. Сенатор-республиканец от Индианы Ричард Лугар, входящий в состав руководства комитета по международным отношениям и являющийся самым авторитетным экспертом Республиканской партии по иностранным делам, тоже пообещал проголосовать за договор.
Следовательно, в основе своей республиканская оппозиция новому СНВ не носит стратегический характер. Скорее всего, эти люди руководствуются тактическими соображениями. Некоторые республиканцы в Сенате обеспокоены тем, что договор не позволит США двигаться вперед в деле создания противоракетной обороны. Другие в качестве условия своей поддержки ратификации выдвигают требование о том, чтобы администрация Обамы взяла на себя обязательство модернизировать американский ядерный арсенал. Лишь небольшая горстка сенаторов-республиканцев говорит о своем принципиальном несогласии с договором, в то время как остальные ждут, как администрация отреагирует на их озабоченность. Прогнозы в политике дело неблагодарное, но вполне возможно, что новый СНВ все же будет в итоге ратифицирован (без особого шума и помпы) во время сессии уходящего состава Сената в ноябре или декабре.
Но у тех, кто надеется на продолжение процесса улучшения американо-российских отношений, останется много причин для беспокойства по поводу воздействия новой расстановки сил в Вашингтоне на эти отношения. В действительности проблема не в грызне из-за ратификации нового договора СНВ, а в отсутствии солидной политической и экономической базы для продолжения начавшегося диалога между Вашингтоном и Москвой. Найдя яркий лозунг ("перезагрузка") для обозначения будущей тональности американо-российских отношений, администрация Обамы пока не сумела четко сформулировать перспективную и всеохватывающую политику в отношении России. Поскольку ее внимания требуют многие другие неотложные внешнеполитические проблемы – войны в Ираке и Афганистане, иранская ядерная программа, а также мирные переговоры Израиля и Палестины, администрации Обамы, возможно, просто не хватает времени и воли, чтобы четко определить свои приоритеты в отношениях с Россией. Поэтому ее политика на российском направлении может стать легкой мишенью для нападок республиканцев в Конгрессе.
Из всех проблем, которыми могут воспользоваться республиканские конгрессмены, чтобы оспорить подходы администрации к России, самая серьезная – это ситуация вокруг Грузии. Она вполне может стать бомбой замедленного действия, заложенной под непрочный пока фундамент американо-российских взаимоотношений. Пока не видно никакого реального решения, способного снять напряженность из-за признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. А если слова госсекретаря Хиллари Клинтон по поводу российской "оккупации" Грузии принять за чистую монету, то найти такое решение будет очень непросто. Поскольку грузинский узел пока не распутан, любой военный инцидент на Южном Кавказе может привести к резкому ухудшению двусторонних отношений.
Очевидно, у Кремля нет возможностей, чтобы повлиять на результаты выборов. Но он может предпринять шаги, которые помогут закрепить часть завоеваний политики "перезагрузки". Недавняя поездка Медведева в Довиль для обсуждения проблем безопасности с французским президентом Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель, а также его намерение приехать на саммит НАТО в Лиссабон говорят о том, что российское руководство готово страховать все свои риски. Медведев поможет своему американскому коллеге, если предложит ряд инициатив, которые продвинут вперед американо-российское сотрудничество в областях, считающихся важными для национальных интересов США. Одной из таких инициатив могут стать новые обязательства России по стабилизации Афганистана. Другая инициатива – это конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения безопасности в Центральной Азии, где у Америки и России больше общих интересов, чем может показаться на первый взгляд.
Может быть, эти шаги и не приведут к началу теплой весны во взаимоотношениях между двумя странами. Но они способны предотвратить возвращение холодной зимы.