Такое Майк Йорк видел дважды на обширном белом горизонте неподалеку от воздушного пространства Канады: огромный русский бомбардировщик "Туполев", который в НАТО называют "медведем".
Этот стратегический бомбардировщик с четырьмя винтами и длинным и тощим фюзеляжем был символом холодной войны. Три года назад он снова появился в Арктике, поскольку Москва, пытаясь продемонстрировать силу собственным гражданам, опять начала свои маневры вблизи воздушного пространства Канады.
Капитан Йорк один из тех канадских летчиков истребительной авиации, кого посылают на перехват. Он служит неподалеку от города Колд-Лейк, что на северо-востоке Альберты, но когда приближаются русские, летать ему приходится дальше Инувика, находящегося на Северо-Западных территориях.
Бомбардировщик "Туполев" находится на вооружении более полувека, и канадские летчики летают на перехват на учебных самолетах. Но капитан Йорк был просто поражен, когда увидел его впервые.
"Меня это удивило – какие они огромные", - говорит о бомбардировщиках Йорк, которому 31 год. Когда он пришел в армию и стал новобранцем, то не думал, что ему предстоит такая работа. "Я всегда представлял себе, что лётчик-истребитель это такой герой из времен Второй мировой войны, воюющий вовсю где-нибудь над Ла-Маншем. Я никогда по-настоящему и не думал о том, что окажусь в небе Арктики. Но здесь, в Колд-Лейке, это стало неотъемлемой частью нашей жизни".
Когда русские приближаются (а учения у них длятся от одной до трех недель и заканчиваюится обычно в пятницу – русские любят выходные), канадцы поднимают свои самолеты по тревоге, чтобы перехватить их в "буферной зоне", находящейся возле воздушного пространства страны.
"Иногда все происходит так быстро, что мы только успеваем услышать эту сирену, - говорит Йорк, имея в виду сигнал тревоги, звучащий в его бункере, - я очень горжусь тем, чем мне приходится заниматься".
Полеты на севере осуществляются при помощи системы GPS, но летчики говорят, что со временем становится скучно (все белое), и их постоянно беспокоит возможность поломки, из-за которой они могут застрять в безлюдной снежной пустыне. Если Канада закупит многоцелевой ударный истребитель F-35, то беспокойств будет еще больше, так как у этого самолета один двигатель, а у CF-18 два, что обеспечивает дублирование на случай отказа одного мотора.
"Когда находишься в 300 милях от арктического побережья, любой пилот скажет тебе, что двигатель ревет чуть громче, чем обычно, - говорит Йорк, - в голове самые разные мысли вертятся. Куда я попаду, если двигатель откажет? Что мне делать, если мой ведомый не сумеет дозаправиться?"
Эти встречи с глазу на глаз длятся десятилетиями. Русские проводят свои тренировки, а канадские истребители CF-18 летят рядом и наблюдают. Затем русские уходят, и канадцы возвращаются на базу. Это чисто символическая демонстрация силы (реальное вторжение в воздушное пространство считается вооруженной агрессией, и тогда в дело уже могут вступить американцы). Однако капитан Йорк, у которого есть жена и ребенок, относится к ней вполне серьезно.
"Как только ты уступаешь [воздушное пространство], - говорит он, - ты сразу теряешь свой суверенитет".