В России, судя по всему, совершенно иначе смотрят на скандальные упущения в расследовании смоленской катастрофы и на то, что российские органы сильно затрудняют ведение аналогичного следствия в Польше. Сергей Лавров говорил о «беспрецедентном сотрудничестве» и хвалил службы своей страны (МАК и прокуратуру) за то, что были предприняты шаги, «значительно превосходящие требования закона». Под этими шагами подразумевалось, что Россия вообще передает нам какие-то документы по делам, ведущимся ее органами, и у поляков есть «доступ к месту трагедии, а обломки защищены». Он также повторил обещание вернуть обломки самолета польской стороне, но «после окончания обоих следствий».
Визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Варшаву завершился вчера демонстрацией согласия, единства и хороших отношений. Как мы уже успели привыкнуть, на важные и сложные вопросы московский гость отвечал уклончиво. В отношении того, что обломки польского «Туполева», лежащие на смоленском аэродроме, не были защищены, а СМИ сообщали о случаях его разграбления непосредственно после катастрофы, Лавров сказал, что «это вандализм, который мы расцениваем как осквернение памятника». Это было язвительной аллюзией на происходящие в Польше случаи осквернения советских памятников.
Визит российского министра состоялся ровно восемь недель спустя после предыдущего приезда, когда он принимал участие в ежегодном совещании польских послов. Нынешняя встреча, тесно связанная с подготовкой запланированного на 6 декабря визита президента Дмитрия Медведева, прошла в рамках заседания Комитета по вопросам стратегии польско-российского сотрудничества, что министр Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) назвал «исключительно полезной формулой».
На переговорах двух делегаций затрагивались темы двустороннего сотрудничества, а также взаимоотношений России с ЕС и НАТО. Министры Лавров и Сикорский выразили удовлетворенность ростом товарооборота между нашими странами. Экономическим вопросам будут посвящены договоры (их будет как минимум три), которые будут подписаны во время визита российского президента. Было объявлено о строительстве нового, большого и современного граничного перехода с Калининградской областью в районе Мамоново. На пресс-конференции говорилось также о создании в Польше и России центров диалога и сотрудничества. Был затронут вопрос снятия секретности и передачи Польше очередных документов по катынскому делу, что Сергей Лавров назвал «закрытием вопроса о Катыни». Лишь вскользь была затронута тема газового договора, который был недавно согласован в измененном виде и ожидает теперь одобрения Европейской комиссии. При этом много говорилось о важной для наших российских партнеров теме отмены визового режима между Россией и Евросоюзом. Первым
этапом должно стать расширение договора о малом приграничном движении по территории Калининградской области. Однако опасения массовой трудовой иммиграции российских граждан заставляет часть стран Евросоюза сопротивляться этой идее. В этом вопросе Москва рассчитывает на поддержку польского правительства, которая может стать особенно значимой в свете начинающегося в июле следующего года председательства Польши в ЕС.
Вопрос виз – это в сущности единственный вопрос в котором России важна Польша и польская поддержка.
«У меня сложилось впечатление, что в отношениях с нами россияне уже добились своих целей, - комментирует ситуацию бывший замминистра иностранных дел, евродепутат Павел Коваль (Paweł Kowal). – Они могут похвастаться, что урегулировали отношения с Польшей. Энергетические отношения, включая газовый договор и газопровод «Северный поток», правовая квалификация катынского преступления, то, как ведется следствие по смоленскому делу – все это идет по сценарию россиян, которые добились этого несколькими удачными дипломатическими шагами, создав впечатление, что многое изменилось, хотя в действительности изменений мало».
Перед пресс-конференцией оба министра вручили дипломы «За выдающиеся заслуги в деле укрепления взаимопонимания и сближения российского и польского обществ» сопредседателям польско-российской группы по сложным вопросам профессорам Адаму Ротфельду (Adam Rotfeld) и Анатолию Торкунову. «Это высокая оценка всей нашей группы и ее трудной работы», - сказал после получения награды Ротфельд. Дипломы также получили актриса Барбара Брыльска (известная в странах бывшего СССР по ролям в фильмах 1970-х годов) и российский писатель Виктор Ерофеев, имеющий большие заслуги в борьбе за свободу слова в советские времена и широко затрагивающий польскую тематику, творчество которого, однако, относят, к скандально-бытописательному течению.
Глава российской дипломатии перед отъездом в Москву встретился с главой Сената Богданом Борусевичем (Bogdan Borusewicz) и был принят президентом Брониславом Коморовским.
Шестидесятилетний Сергей Викторович Лавров работает в советской, а теперь российской, дипломатии с 1972 года. Внешней политикой своей страны он руководит более шести лет.