19 ноября представители двадцати стран встретятся на саммите НАТО в Лиссабоне; целью их работы станет определение будущего североатлантического альянса – организации, созданной для борьбы с противником в эпоху холодной войны - в менее определенном, но, вероятно, еще более опасном мире XXI столетия.
«Мы запускаем версию НАТО 3.0», - заявил в пятницу утром Иво Даалдер (Ivo Daalder), представитель США в НАТО, специалист по внешней политике. (Версия 1.0 была запущена после Второй мировой войны; версия 2.0, видимо, охватывает период после окончания холодной войны и до сегодняшнего дня). «Речь идет уже не только о Европе … НАТО - не глобальный альянс; но это глобальная движущая сила».
Помимо обнародования новой «стратегической концепции», которая теперь сосредоточивается на противоракетной защите и кибербезопасности, на саммите будут рассмотрены такие острые проблемы, как отношения НАТО с растущими мировыми державами, а также то, каким образом следует завершить нынешнюю внеевропейскую миссию альянса: войну в Афганистане.
«Нам нужно искать возможности работы со странами, с которыми мы прежде не работали: с Индией, Китаем, с Бразилией, - заявил Даалдер. – Вопрос о том, расширит ли НАТО сферу своей деятельности до всемирных масштабов, уже решился. Дело сделано. Мы уже здесь».
После недавнего поступившего заявления о том, что в работе саммита будет принимать участие российский президент Дмитрий Медведев, во главу угла стал вопрос об отношениях с Россией. В той или иной форме будет заявлено о намерении НАТО возобновить сотрудничество с Россией по вопросам противоракетной обороны, свернутое после российско-грузинской войны 2008 года.
По словам Даалдера, пока еще не решен вопрос о том, будет ли заключено официальное соглашение с подробными планами сотрудничества; но можно с определенностью сказать, что прозвучит специальное заявление о решимости НАТО, со своей стороны, регламентировать и расширить деятельность по противоракетной обороне.
«НАТО серьезно будет заниматься вопросом защиты своей территории от нападения баллистических ракет», - заявил американский посол.
Как известно по последним сообщениям, на пути достижения подобной договоренности стоит Турция; на саммите предполагается рассмотреть и этот вопрос.
Даалдер с оптимизмом отнесся к перспективам развития войны в Афганистане, говоря, что, хотя официальная оценка нынешней стратегии еще только будет дана, он и без этого наблюдает значительный прогресс в борьбе с Талибаном и в подготовке афганских сил безопасности. Он выразил надежду, что уже в первой половине 2011 года удастся отдать провинции страны под контроль афганских сил безопасности.
«Мы видим суть проблемы и видим просвет. Стратегия, к осуществлению которой мы приступили,… начала работать, - заявил он. – Ввод дополнительных войск численностью тридцать тысяч человек поставил Талибан в затруднительное положение… Нам удалось нанести им довольно сильный удар… В большинстве мест наблюдается перелом хода борьбы».
Что касается вопроса расширения НАТО, чиновник отметил, что позиция НАТО по вступлению в союз новых стран не изменилась, имея в виду, что двери НАТО по-прежнему открыты для Македонии и для Грузии, хотя он и не сообщил о каких-либо признаках продвижения этих заявок. Украина же, ранее выражавшая желание стать членом НАТО, уже не стремится присоединиться к альянсу.
По словам посла, во время заседаний будет также рассмотрен вопрос о частичном сохранении в Европе ядерных вооружений, численность которых на данный момент составляет двести единиц; пока этот спор не удалось разрешить.
«Оставайтесь с нами. Этот вопрос будет обсуждаться до последней минуты», - сказал он напоследок.