Русские могут вполне резонно спросить: что получила их страна от политики "перезагрузки" отношений с администрацией Обамы, которая была начата около двух лет назад? Ответ такой: немного. Россия разрешила провозить через свою территорию грузы для обеспечения действий американских войск в Афганистане; поддержала резолюцию ООН по санкциям против Тегерана; отказалась от поставок оборонительных ракет в Иран и смирилась с планами США по созданию противоракетной обороны в Восточной Европе. А взамен Соединенные Штаты дали ей очень мало. Более того, Вашингтон разместил ракетные батареи "Пэтриот" на востоке Польши, постоянно осуждает Россию за ее военное присутствие в сепаратистских республиках Южная Осетия и Абхазия, называя это незаконной "оккупацией", а также молча приветствует провокационное грузинское решение по поводу виз. Администрации Обамы настолько не хочется, чтобы ее называли "потакающей" России, что она в действительности не дала ей ничего, а лишь приостановила на какое-то время свой поток необоснованных оскорблений и критики.
Есть, правда, одна вещь, при помощи которой Соединенные Штаты могли бы закрепить улучшение отношений с Россией. Речь идет о ратификации Договора о сокращении вооружений, заключенного между двумя государствами. Но похоже, что ратификация потерпит неудачу из-за недостаточной поддержки республиканцев, а также в силу неспособности администрации отстоять договор, пользующийся подавляющей поддержкой американских военных и экспертов по контролю вооружений. Республиканцы в целом критически относятся к этому соглашению с момента начала переговоров по нему и его подписания. В рамках своей политической стратегии они уже давно решили отвергать все, что имеет отношение к Обаме, поэтому вина ложится главным образом на них. Тем не менее, факт остается фактом: единственное существенное достижение "перезагрузки" кажется обреченным. Воодушевившись от приближающегося успеха на выборах, политические противники Обамы сделают все для того, чтобы договор не прошел. А администрация фактически признала, что после назначенных на вторник выборов ратификация будет невозможна. "Перезагрузка" могла стать крупнейшим успехом администрации в улучшении отношений Америки с другими странами; а теперь появляется риск того, что она потерпит серьезнейшую неудачу.
По поводу членства России в ВТО Вашингтон четко дал понять, что не будет препятствовать Грузии с блокированием вступления России. Очевидно, Грузия воспользуется своими рычагами влияния в ВТО, чтобы заставить Россию пойти на уступки в таможенных и пограничных вопросах, хотя сама она в это же время провоцирует Москву, вводя безвизовый режим для жителей Северного Кавказа. И Вашингтон намерен встать на сторону своего сателлита. В результате такого шага интересы США пострадают; но Вашингтон все равно не хочет использовать имеющиеся у него рычаги воздействия на Грузию (а они у него определенно есть), чтобы облегчить России вступление в эту организацию. Это, конечно же, ошибка, и она вредна как для американских, так и для российских интересов. Единственное, чего можно добиться таким шагом – сделать так, что позиция Москвы по Южной Осетии и Абхазии не изменится никогда.
Одна из причин американских колебаний в вопросе российского членства в ВТО - это действующий в Америке закон, который препятствует нормальным торговым отношениям между двумя странами. Этот закон вряд ли изменят, если в Конгрессе частично либо полностью будут доминировать республиканцы, враждебно настроенные по отношению к России. Обычно Республиканская партия выступает за соглашения о свободной торговле, однако к России это не относится, так как многие республиканцы по-прежнему считают ее врагом и угрозой американским союзникам. В связи с этим одно из самых важных потенциальных преимуществ улучшения американо-российских отношений, а именно, вопрос о превращении России в полноправного торгового партнера в рамках ВТО, становится заложником весьма странного стремления Вашингтона оказывать влияние на Кавказе и поддерживать нереалистичные цели Грузии в отношении сепаратистских государств.
Провал Америки в вопросе укрепления взаимоотношений с Россией резко контрастирует с попытками ведущих европейских государств по налаживанию взаимодействия с этой страной и по включению ее в перспективе в общие экономические структуры и системы обеспечения безопасности. Недавняя встреча в Довиле между президентом Франции Николя Саркози, канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Медведевым стала первым пробным шагом на пути создания основ более прочных европейско-российских отношений, которые развиваются без оглядки на Соединенные Штаты. Проблема для Вашингтона заключается не в том, что в Довиле зародилась антиамериканская триада. Проблема, с которой сталкивается Америка, состоит в том, что Довиль создал новую ситуацию, в которой американское участие в данной дискуссии просто неуместно. Америка утверждает, что она по-прежнему "европейская держава", в то время как европейцам она в данной роли больше не нужна. Чем больше времени уйдет у Вашингтона на осознание и признание такой изменившейся ситуации, тем дольше он будет путаться под ногами у Европы и России, которые создают новые структуры, чтобы заменить ими реликты холодной войны.
Европейские лидеры воспользовались преимуществами оттепели, возникшей на начальном этапе "перезагрузки", чтобы сблизить ЕС и Россию. Европейские лидеры настаивают на том, что новая архитектура безопасности, включающая ЕС и Россию, никак не отразится на НАТО. Но признание в Довиле того факта, что "холодная война закончилась навсегда", как заявила канцлер Ангела Меркель, означает одно: со временем европейские лидеры согласятся с ненужностью НАТО и с тем, что Североатлантический альянс устарел. Если "холодная война закончилась навсегда", то главную структуру безопасности, оставшуюся со времен этой холодной войны, придется рано или поздно ликвидировать. Точно так же, ликвидировать придется и американские притязания на звание европейской державы. Неудача в деле укрепления американо-российских отношений знаменует собой начало того, что США становятся в Европе все более и более ненужными.