Администрация Обамы всячески расхваливает свои успехи на переговорах с Москвой по вопросу ее вступления во Всемирную торговую организацию. Но Белый Дом не намерен помогать России в преодолении самого большого препятствия на этом пути: Грузии.
Председатель Национального экономического совета (National Economic Council) Ларри Саммерс (Larry Summers) был на прошлой неделе в Москве, где заявил, что "подходят к концу" переговоры США и России по неурегулированным пока двусторонним вопросам, таким как действия Москвы в отношении прав интеллектуальной собственности. Саммерс также объяснил, почему членство России в ВТО соответствует американским интересам.
"Потенциал этого рынка для американского бизнеса очень велик… и это важно для достижения поставленной президентом Обамой цели удвоить в предстоящие пять лет объем экспорта", - сказал он.
Но после того как Россия сняла озабоченность США по поводу защиты интеллектуальной собственности, решила вопросы об экспорте курятины и т.д., ей придется выбирать – идти или нет на уступки Грузии. Между двумя этими странами в 2008 году была непродолжительная война, и Россия по сей день держит свои войска на грузинской земле.
Возможно, грузины ждали, что администрация Обамы обратится к ним с предложением, которое будет достаточно заманчивым, чтобы они дали согласие на членство России в ВТО. Вступление России может заблокировать любой член этой организации, и Грузия в этом плане главный кандидат. Возможно, Россия ждала, что Вашингтон надавит на Грузию с тем, чтобы она сняла свои возражения. Высокопоставленный представитель администрации сказал The Cable, что обеим сторонам следует отказаться от таких ожиданий, поскольку Вашингтон в эти вопросы вмешиваться не намерен.
"Это вопрос двусторонних отношений России и Грузии; это не трехсторонний вопрос, который мы каким-то образом должны решать", - сказал высокопоставленный представитель администрации, объясняя, что команда Обамы не намерена оказывать на Грузию давление по данному вопросу, и не будет предлагать Тбилиси ни кнутов, ни пряников.
"Люди почему-то думают, что мы намерены играть роль посредников между русскими и грузинами. Но это не наше дело", - заявил этот представитель.
Позиция администрации Обамы заключается в том, что первый шаг должна сделать Россия. Представитель администрации отметил, что Россия вряд ли сможет стать членом ВТО, если ей не удастся решить базовые пограничные и таможенные проблемы с Грузией.
"Это надо будет сделать до вступления России в ВТО, - сказал он, - а поскольку к вступлению в ВТО стремится Россия, мы считаем, что она сама должна предложить способ для начала переговоров".
Чего же хочет от России Грузия? Грузинский премьер-министр Ника Гилаури озвучил это в эксклюзивном интервью The Cable. "Грузия поддержит вступление России в ВТО при соблюдении ряда условий. Главное предварительное условие – это выполнение обязательств, взятых на себя Россией в ходе наших двусторонних переговоров о вступлении в 2004 году, а также решение вопросов таможенного администрирования на грузино-российской границе. Нерегулируемая и незаконная торговля, имеющая место в настоящее время, противоречит правилам ВТО. Россия может стать членом этой основанной на правилах организации только в том случае, если она будет соблюдать торговые правила".
Безусловно, главная проблема в том, что понимается под "грузино-российской границей". Если вы Грузия, то для вас это границ между Россией и тем, что администрация Обамы называет "оккупированными" грузинскими территориями Абхазии и Южной Осетии.
Некоторые эксперты полагают, что вырваться из этого порочного круга можно, если пойти на компромисс. Директор Международной программы безопасности (International Security Program) из Атлантического совета (Atlantic Council) Деймон Уилсон (Damon Wilson) сказал, что на российско-абхазской и на российско-югоосетинской границе можно установить какое-то международное присутствие, подобное тому, что существует в Приднестровье, являющемся спорной территорией на границе Молдавии и Украины.
Вместе с тем, он согласен с администрацией Обамы, что задача по разблокированию российско-грузинских проблем, мешающих России вступить в ВТО, стоит не перед Грузией, а перед Россией.
"Слишком многие говорят о том, что грузины станут препятствием. Поэтому грузины уже заранее оказываются в неблагоприятном положении, - отмечает Уилсон, - но вопрос в том, хотят русские или нет вступить в ВТО, и если да, то что они намерены для этого сделать?"
Грузины занимают разумную позицию и не пытаются поднимать из-за этого шумиху, понимая, что их степень влияния ограничена, говорит Уилсон. Но у них есть серьезная обеспокоенность, и это настоящая проблема торгового характера, которую необходимо решать.
"Если Россия намерена стать частью ВТО, она не может с самого начала пользоваться исключениями из правил. Первое, что необходимо сделать России, это сесть с грузинами за стол переговоров".
Взгляды Уилсона поддерживают многие вашингтонские специалисты, следящие за Россией. Они задаются вопросом о том, кто больше хочет вступления в ВТО – администрация Обамы или сама Россия. В конце концов, в дополнение к тем экономическим выгодам для США, которые обрисовал Саммерс, членство России в ВТО это один из результатов, который Обама хотел бы представить в качестве достижений своей политики "перезагрузки".
"Русским надо что-то решать, - говорит Дэвид Крамер (David Kramer) ранее работавший заместителем госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, - русским надо решать, хотят ли они работать вместе с грузинами над решением этой проблемы, или для них важнее выставлять Грузию в качестве препятствия".
Крамер, часто критикующий политику перезагрузки Обамы, заявил, что в данном вопросе администрация заняла правильную позицию, возложив бремя ответственности за урегулирование этих вопросов на Россию и Грузию без посредничества США.
"Конечно, администрация стремится заработать какие-то очки в вопросах перезагрузки с Россией, но администрация Буша делала то же самое. Если бы сегодня у власти находился Буш, мы бы точно так же работали над договором СНВ и решали вопрос с ВТО", - говорит Крамер.
Тем временем, на Капитолийском холме все чаще говорят о том, что поддержка заявки России на вступление в ВТО в Конгрессе гарантирована не настолько, как может показаться. Конгресс должен отменить действующий уже 35 лет закон Джексона-Вэника, который был принят в поддержку тогда еще советских эмигрантов. Закон в его нынешнем виде мешает США предоставить России статус постоянных нормальных торговых отношений.
"Россия не обязана будет выполнять свои обязательства перед США, оговоренные в ходе двусторонних переговоров о вступлении в ВТО, а у США не будет возможности прибегнуть к механизмам этой организации по разрешению споров", - говорит научный сотрудник из Центра за американский прогресс (Center for American Progress) Сэмюэл Чарап (Samuel Charap).
Хотя проблемы советской эмиграции больше не существует, Конгресс в случае установления там контроля республиканцев может выступить против отмены поправки Джексона-Вэника, испытывая обеспокоенность по поводу России в целом ряде вопросов.
"Если посмотреть на будущий состав Конгресса, который определится уже на следующей неделе, то можно сказать, что он не самый благоприятный для отстаивания аргументов администрации. Поэтому, чтобы добиться своих целей, администрации и ее сторонникам на Капитолийском холме придется прилагать серьезные усилия", - сказал один из высокопоставленных представителей Великой старой партии в Конгрессе.