Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Во время покорения космоса был свой Чернобыль

По прошествии 50 лет в России вспоминают о взрыве ракеты на космодроме Байконур, который открыл США дорогу к полету на Луну

© public domainОбломки ракеты Р-16 на стартовом столе
Обломки ракеты Р-16 на стартовом столе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вечером 24 октября 1960 года в одном из засекреченных районов среднеазиатских степей лежали десятки обугленных трупов. Цвет российской научно-технической интеллигенции, занимавшейся космическими исследованиями. Те, кто собирался отправить первого человека на Луну, только что растаяли в огненном смерче.

Вечером 24 октября 1960 года в одном из засекреченных районов среднеазиатских степей лежали десятки обугленных трупов. Цвет российской научно-технической интеллигенции, занимавшейся космическими исследованиями. Те, кто собирался отправить первого человека на Луну, только что растаяли в огненном смерче. По земле были разбросаны их зубы, награды, ключи от дома.

Последнее детище конструктора Михаила Янгеля –межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 взорвалась на той самой стартовой площадке, с которой тремя года раньше был успешно осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, который так и назывался: «Спутник-1». В течение нескольких мгновений СССР перестал быть лидером космической гонки и почти потерял какие-либо надежды на то, чтобы отправить своего посланца на Луну раньше, чем это сделают США.

В прошлое воскресенье в России отметили 50-ю годовщину самой страшной из аварий, которые были в истории освоения космоса. Она унесла жизни около 120 человек, в два с лишним раза больше, чем при взрыве на Чернобыльской АЭС. И на сто больше, чем при взрыве космического корабля многоразового использования «Челленджер» (Challenger), запущенного НАСА в 1986 году. Среди погибших были научно-технические работники, которые принимали участие в разработке первого «Спутника» и подготовке его запуска. Их разорвало на куски. «Люди погибли в адских мучениях, большая их часть сгорела заживо, однако ни страна, ни остальной мир почти ничему не научились ни у этой катастрофы, ни у ее героев», заявила на этой неделе в своем коммюнике агентство Роскосмос.

В обстановке полной секретности

В течение 30 лет факт аварии был строжайше засекречен. Коммунистическая партия не могла допустить, чтобы мир узнал о том, что ее новейшая разработка дала осечку, подобно игрушечному ружью. Никита Хрущев, пришедший к власти после Сталина, распорядился не сообщать о взрыве вечером того же дня, когда тела его военных и ученых все еще были разбросаны по казахской степи. Миру этого знать было не нужно. Приближалось 7 ноября, день Октябрьской революции, и трагедия не должна была омрачить празднование.

Однако это было непростой задачей. Одним из погибших в катастрофе был главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) маршал артиллерии Митрофан Неделин, возглавлявший испытания ракеты Р-16. Советское руководство выпустило коммюнике, в котором утверждалось, что Неделин погиб в авиакатастрофе и похоронило его с почестями. Более 80 человек были похоронены в братской могиле.

Испанец Луис Руис де Гопеги (Luis Ruiz de Gopegui) находился тогда по другую сторону железного занавеса. В 1969 году, когда Нейл Армстронг ступил, вместе со всем человечеством, на поверхность Луны, Руис де Гопеги был директором станции НАСА по слежению за пилотируемыми космическими кораблями, расположенной под Мадридом, в городке Фреснедильяс-де-ла-Олива (Fresnedillas de la Oliva). «Тогда ничего не было известно, я узнал о произошедшем в 80-е годы из американского журнала», вспоминает 81-летний физик. «Это был страшный удар, который позволил США первыми оказаться на Луне».

Вереница слухов

Власти СССР не хотели, чтобы эта новость стала известна за пределами «железного занавеса», однако разведывательные спутники США засекли взрыв на территории Казахской ССР. Некоторые средства информации западных стран опубликовали сбивчивые сообщения о взрыве, которые тут же растворились в потоке слухов, которые ходили вокруг советской космической программы. Суть их сводилась к тому, что «космонавты отправлялись в космос, но не возвращались оттуда, но это была ложь», вспоминает Руис де Гопеги.

До 1989 года не было каких-либо официальных сведений об Аварии Неделина. Это определение трагическим событиям на космодроме дал историк космических исследований Джеймс Оберг (James Oberg), бывший научный сотрудник НАСА, желая таким образом подчеркнуть причастность маршала к катастрофе. «Главнокомандующий РВСН нарушил все существовавшие нормы безопасности, когда приказал научно-техническим работникам войти на стартовую площадку. Возможно, желая вдохновить их личным примером, он сам направился вместе с ними и погиб при взрыве ракеты», рассказывает Оберг в статье, опубликованной в специализированном журнале Air & Space Magazine в декабре 1990 года.

Москва хранила молчание до 1989 года, когда СССР начал распадаться. Тогда, еженедельный журнал «Огонек», известный своей приверженностью политике гласности (инициированной Михаилом Горбачевым, чтобы ослабить железный кулак КПСС), опубликовал первый очерк о той трагедии. В СССР рассекретили некоторые архивные документы, и мир узнал об ужасающих подробностях того взрыва.

На первом этапе космической гонки успех зависел от межконтинентальных баллистических ракет, спроектированных для доставки атомного боезаряда до Москвы или Нью-Йорка, но по своим техническим параметрам они также могли использоваться для изучения ближних планет Солнечной системы. На одной из таких ракет, Р-7, в 1961 году Гагарин совершил первый в мире космический полёт.

Неделин хотел преподнести Хрущеву ещё более мощное оружие, чем Р-7, сконструированную в 50-е годы. Более того, приурочить это к празднованию очередной годовщины Октябрьской революции. 21 октября 1960 года под руководством маршала артиллерии 30-метровая ракета Р-16 была водружена на стартовую площадку. Сотрудники базы, которая в настоящее время заброшена и находится недалеко от космодрома Байконур (Казахстан), начали заправку горючего в баки.

Когда казалось, что все готово к пуску, инженеры обнаружили утечку топлива из баков. Ее частота составляла 145 капель в минуту, утверждает российский эксперт Анатолий Зак в одной из лучших реконструкций аварии, опубликованной на сайте www.Russianspaceweb.com. Инженерно-технические работники посчитали, что утечка не представляет опасности и решили продолжить подготовку к пуску. В последующие дни был обнаружен еще целый ряд недоработок: неработающие клапаны, сбои в системе электропитания, неисправности, устранённые на скорую руку.

Герой войны


К вечеру 24 октября старт ракеты уже несколько раз откладывался, и из Кремля Митрофану Неделину все время звонили, чтобы узнать, что происходит. Всё было готово. Руководители испытательного пуска находились на контрольно-наблюдательном пункте в 800 метрах от стартовой площадки. Главком РВСН поднялся и направился к ракете, чтобы узнать, что происходит. И повел за собой всю армию своих подчиненных.

«Все еще не смолкают споры относительно поведения Неделина в день пуска. Ближайшие соратники защищают его решение подойти к стартовой площадке как пример преданности делу. Однако другие ветераны считают, что своими действиями Неделин лишь отвлек работников полигона и нарушил все нормы безопасности при пуске», указывает Зак. Удостоенный за свои заслуги во время Великой Отечественной Войны звания Героя Советского Союза, маршал попросил стул и сел в 15 метрах от ракеты.

В 18:45, за полчаса до установленного времени пуска, рядом с ракетой находилось около 250 инженерно-технических работников. После целой серии сбоев пульт управления подал несанкционированный сигнал на запуск ракетных двигателей, и искра достигла бака с топливом.

Запись взрыва, бесстрастно запечатленная установленной в укрытии кинокамерой, поистине ужасающая. Огромный огненный шар пожирает все, что находится рядом. Некоторые люди выбегают из него, объятые пламенем.

Леонид Брежнев, глава правительственной комиссии по расследованию причин аварии, через несколько лет ставший руководителем СССР, сразу заявил, что наказывать никого не станут, поскольку «все виновные уже и так наказаны». Конструктор ракеты Михаил Янгель спасся по счастливой случайности. Он так нервничал, что в последний момент отошел покурить.

Другие трагедии, которые потрясли мир

Первые аварии в США

27 января 1967 года во время испытательного запуска корабля «Сатурн» в рамках программы «Аполло» погибли американские астронавты Гюс Гриссом (Gus Grissom), Эд Вайт (Ed White) и Роджер Чаффи (Roger Chaffee). При возгорании аппарата звукозаписывающие устройства зафиксировали их крики.

Учительница-астронавт

28 января 1986 года космический корабль многоразового использования «Челленджер» (Challenger) должен был принять на борт первого обычного гражданина. Выбор пал на учительницу Кристу МакОлифф (Christa McAuliffe). «Челленджер» взорвался на глазах у родственников семи членов экипажа и учеников Кристы.

При заходе на посадку

В феврале 2003 года взрыв американского корабля многоразового использования «Колумбия» при заходе на посадку на космодром на мысе Канаверал унес жизни ещё семи человек.