ВАШИНГТОН. Крупная победа республиканцев на выборах в Конгресс, которые состоятся во вторник, может стать мощной встряской для отношений США с Европой, повлияв на такие вопросы как контроль вооружений, климатические изменения и отношения с Турцией.
Внешняя политика в этой кампании не играет особой роли, поскольку в ней доминирует экономика и прочие внутренние вопросы. Но если республиканцы в соответствии с прогнозами возьмут в свои руки власть в палате представителей и завоюют дополнительные места в Сенате, то последствия таких изменений почувствуют многие за пределами границ США.
Конгресс не руководит внешней политикой США, однако он способен влиять на нее самыми разными способами. И президент Обама в таком случае увидит, как законодатели тормозят или ставят подножку многим его приоритетам.
Первой жертвой после выборов может стать программа контроля вооружений Обамы, а также американо-российские отношения. Администрация уже несколько месяцев пытается заручиться в Сенате поддержкой республиканцев, чтобы получить достаточно голосов для ратификации нового договора с Россией о сокращении стратегических вооружений.
Согласно этому договору, который был подписан в апреле Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым, ядерные арсеналы двух стран подлежат сокращению. Но некоторые республиканцы недовольны отсутствием механизма проверок того, выполняет или нет Россия условия данного соглашения.
Поражение демократов в Сенате может привести к двум вполне очевидным последствиям. Поскольку основой действий Обамы по улучшению отношений с Россией стали переговоры по сокращению вооружений, отказ от ратификации договора станет крупной неудачей. Без такой победы в опасности окажутся более масштабные замыслы Обамы по снижению рисков от ядерного оружия. Например, планы ратификации договора по запрещению испытаний ядерного оружия уже кажутся невыполнимыми.
Администрация настаивает на проведении голосования по новому договору СНВ сразу после выборов, прежде чем новые сенаторы займут в январе свои кресла. Дело в том, что ратифицировать договор с меньшим количеством голосов демократов в будущем году станет намного сложнее. Но в силу особенностей избирательного закона три новоизбранных сенатора получат свои мандаты сразу после выборов, потому что они сражаются за те места, которые освободили их предшественники, в том числе, Обама и вице-президент Джо Байден.
Пока не ясно, сумеют ли демократы заручиться достаточным количеством голосов республиканцев, и хватит ли им времени на то, чтобы ратифицировать договор во время сессии после выборов.
Еще одной неудачей для американо-российских отношений может стать стремление Обамы поддержать Россию с ее заявкой на вступление в ВТО, поскольку Конгресс может заблокировать такую поддержку. Прежде чем Соединенные Штаты смогут поддержать российскую заявку, Конгресс должен отменить поправку Джексона-Вэника. Это законодательное законоположение советской эпохи, накладывающее ограничения на двустороннюю торговлю.
Успехи республиканцев могут также создать неопределенность в отношениях с Турцией. Республиканцы традиционно поддерживали этого союзника по НАТО. Однако обе партии разозлились, когда Турция вступила в конфликт с Израилем и начала налаживать связи с Ираном.
В прежние периоды доминирования республиканцев в палате представителей партийные лидеры блокировали попытки принятия резолюций с признанием в качестве геноцида массовых убийств армян турками в ходе Первой мировой войны. Третий по значимости конгрессмен от республиканцев Майк Пенс (Mike Pence), руководящей партийной стратегией в палате представителей, заявил, что может пересмотреть отказ от резолюции по Армении из-за турецкой позиции в отношении Израиля. С принятием резолюции по Армении отношения с усиливающейся Турцией, которая выступает резко против нее, могут радикально измениться.
Избирательная кампания уже серьезно снизила шансы Обамы на принятие законов, ограничивающих вредные выбросы в атмосферу, которые ведут к глобальному потеплению. Признаком непопулярности этих законодательных инициатив стало то, что кандидаты от обеих партий выступили против них, назвав их противоречащими интересам бизнеса и несвоевременными, поскольку они появились в момент острой безработицы и замедления экономического роста.
Перспективы принятия в США законов против выбросов сужаются, и в этих условиях Обама вряд ли сумеет эффективно действовать в защиту глобального договора, обязывающего страны мира соблюдать предельные ограничения по парниковым газам. Этот договор не пользуется поддержкой внутри страны. Если избиратели во вторник продемонстрируют Обаме свое неудовольствие, ему придется искать иные инициативы, которые помогут увеличить его шансы на переизбрание в 2012 году.
Чисто партийная пристрастность после выборов во вторник может иметь последствия и для внешней политики, поскольку лидеры республиканцев в Конгрессе будут вести разговоры об оппозиции, а не о компромиссах.
Республиканцы больше, нежели демократы, поддерживают свободу торговли. Но их победа не поможет продвинуть вперед переговоры о глобальной свободной торговле, которые не пользуются политической популярностью. Республиканцы вряд ли захотят отдавать в руки Обаме победы перед выборами 2012 года.
Если одна или обе палаты перейдут под контроль республиканцев, они обретут власть над бюджетом и смогут добиться внесения изменений в финансирование таких программ, как американская программа внешней помощи, которую кое-кто хотел бы урезать. Изменениям может также подвергнуться программа противоракетной обороны, которую кое-кто хочет усилить.