Российский президент Дмитрий Медведев посетил в понедельник Курильские острова, вызвав тем самым раздражение у Японии, которая претендует на так называемые "Северные территории". А недавно Япония повздорила из-за спорных островов с Китаем.
Российский президент Дмитрий Медведев спровоцировал на днях мощную дипломатическую ссору с Японией, с которой Россия официально все еще находится в состоянии войны. Он вызвал раздражение у Токио в связи с тем, что нанес в понедельник визит на Южно-Курильские острова. Это четыре крошечных кусочка земли, которые были захвачены Красной Армией в 1945 году. Теперь Япония претендует на них, называя своими "Северными территориями".
Японский премьер-министр Наото Кан (Naoto Kan) заявил в понедельник, выступая в парламенте, что решение Медведева первым из советских и российских руководителей ступить на землю Японии, воспринимаемую как свою собственную, вызывает "крайнее сожаление". Министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) сказал, что этот визит "задевает наши национальные чувства", а также вызвал в МИД российского посла в Токио, чтобы вручить ему официальную ноту протеста.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров нанес ответный удар, заявив журналистам, что реакция японцев на визит Медведева "неприемлема". Он добавил: "Это наша земля, и российский президент посещал российские территории, российский регион. Это исключительно внутренний вопрос".
Москва настаивает на том, что четыре крохотных вулканических острова, находящиеся чуть севернее Хоккайдо, по праву являются российской территорией, поскольку это закреплено военными соглашениями, подписанными союзниками в Ялте и Потсдаме. Однако Токио утверждает, что в отличие от остальных передач территорий, правовой вопрос в отношении Курильских островов остается нерешенным и требует дальнейших переговоров.
Большинство экспертов считает, что судьба Курил - это единственная причина, по которой Япония и Россияне так и не смогли подписать официальный мирный договор за 65 лет, прошедших после окончания войны. Поднять данный вопрос – это верный способ вызвать национальные страсти в обеих странах.
Так почему же Медведев, возвращаясь в Москву по окончании государственного визита во Вьетнам, сделал крюк в несколько тысяч километров, чтобы провести утро на бесплодном каменистом острове, который русские называют Кунашир, и который ближе всего к Японии из четырех спорных островов?
"Медведев хочет показать населению Сибири и Дальнего Востока, что он думает о них, что он намерен развивать эти территории", - говорит проректор Дипломатической академии МИД России Евгений Бажанов.
"Но это также сигнал японцам, что эта земля наша, и что если они хотят обсуждать данный вопрос, им следует садиться с нами за стол переговоров, - отмечает он, - такие переговоры не ведутся. Японцы ведут себя так, будто это они победили во Второй мировой войне, а таким образом поступать не следует".
Этот эпизод может омрачить российско-японские отношения накануне поездки Медведева в Иокогаму на саммит форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, где Россия надеется занять видное место.
Четыре острова, численность населения которых составляет 18000 человек, были после войны забытой территорией на самом краю России, и известны они лишь из-за дипломатических споров.
Однако эти острова дают России доступ к ценным рыбным промыслам, и там содержатся значительные запасы полезных ископаемых. Кроме того, не исключено, что они находятся в самом центре неразведанных пока нефтегазовых месторождений.
"Мы заинтересованы в том, чтобы люди оставались здесь. Важно, чтобы здесь было развитие. Будем обязательно сюда деньги вкладывать", - сказал Медведев жителям острова.
СССР, вынесший на себе основную тяжесть войны с нацистской Германией, вступил в войну на Тихом океане только 8 августа 1945 года, два дня спустя после того, как США сбросили атомную бомбу на Хиросиму, и за неделю до капитуляции Японии.
Однако советские войска продвигались вперед очень быстро, поочередно беря под свой контроль островные территории, включая Сахалин и Курильские острова, которые, по их мнению, были обещаны Советскому Союзу в рамках военных соглашений.
"В результате Второй мировой войны произошла масса территориальных изменений в Европе и Азии, - говорит главный редактор внешнеполитического журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, - это ящик Пандоры, открывать который не следует. [Возврат Курильских островов Японии] будет воспринят как прецедент другими странами, чьи границы были изменены".
Но Советский Союз, как казалось, признал, что Курилы являются исключением из общего правила. В 1956 году он согласился вернуть Японии два острова – Шикотан и Хабомаи. Произошло это во время мирных переговоров, которые так и не были завершены. Российские эксперты говорят, что теоретически такую сделку можно обсуждать и сейчас в ходе переговорного процесса.
"Мы много раз говорили, что готовы вернуть два этих острова в обмен на нормализацию отношений, - говорит Бажанов, - но для России в этом нет никакой острой необходимости. Эти острова принадлежат нам, и мы находимся там на законных основаниях".
Хотя взаимоотношения между Россией и Японией весьма теплые, несмотря на формальное состояние войны, эксперты полагают, что до масштабного экономического сотрудничества пока далеко, и что оно невозможно до тех пор, пока не будут урегулированы территориальные споры.
"Япония это особая страна, - говорит Лукьянов, - они не могут заниматься бизнесом отдельно от политики. Поэтому масштабных экономических инвестиций не будет до тех пор, пока не решат этот территориальный вопрос".
Однако опросы показывают, что идея территориальных уступок крайне непопулярна в российском обществе. Сегодняшние кремлевские руководители вряд ли смогут реализовать предложение советской эпохи о возврате двух спорных островов, даже если Япония будет на этом настаивать.
"Единственный нерешенный вопрос, разделяющий сегодня Россию и Японию, это четыре микроскопических острова, - говорит Бажанов, - но о компромиссах всегда легче говорить, чем идти на них".